Сделать из мотороллера муравей мотоблок. Как сделать самодельный редуктор для мотоблока, фото и чертежи. Блокировка колес мотоблока с двигателем от мотоцикла

Сегодня мотоблок «Муравей» может быть и вполне серьезным фирменным агрегатом заводской сборки. С его помощью можно выполнять различные сельскохозяйственные работы на приусадебном участке, позволяя избежать долгого и изнурительного ручного труда. В то же время его вес составляет менее 100 кг, что позволяет перевозить устройство в багажнике легкового автомобиля. Габариты его довольно компактны, он не требует особых условий хранения, легко помещаясь как в хозяйственном помещении, так и в жилой квартире городской многоэтажки. Однако поскольку цена на него начинается от 25 тыс. руб., есть явный смысл сделать такой мотоблок своими руками из старого мотороллера. Особенно популярны самодельные мотоблоки с двигателем и редуктором от мотороллера «Муравей», которые по своим характеристикам близки к аналогичным деталям мотоблока заводской сборки.

Фирменный мотоблок «Муравей» заводской сборки

Он производится отечественной промышленностью на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения. Представляет собой бензиновый двигатель на двухколесной платформе, способный как вращать колеса ходовой части, так и приводить в действие фрезы для обработки почвы. «Муравей» способен обрабатывать жесткий и целинный грунт. Помимо фрез предусмотрена возможность установки на него плуга или окучника. Двигатель бензиновый четырехтактный мощностью 7 лошадиных сил. Это позволяет вспахивать почву на глубину до 30 см. В топливный бак помещается до 3,6 л бензина, объем картера 0,6 л.

Трансмиссия представляет собой ременную передачу и цепной редуктор с чугунным шкивом. Скорости при движении вперед можно переключать, движение назад предусматривает только одну скорость. Двигатель имеет ручную систему запуска. Мотоблок может обеспечивать ширину вспахиваемой полосы до 80 см. Рулевую колонку возможно регулировать как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. В результате выходит достаточно мощное и удобное в использовании устройство. Единственным недостатком можно считать сравнительно высокую стоимость, что и заставляет большинство владельцев дач и участков предпочесть изготовление его аналога своими руками. Самодельный мотоблок обойдется в разы дешевле, а потребительские качества механизма будут мало отличаться от его собрата заводской сборки.

Этапы сборки мотоблока из мотороллера

Для того чтобы собрать мотоблок из мотороллера, нужно разобрать само транспортное средство на составные части. В первую очередь понадобится двигатель, который нужно предварительно перебрать и привести в порядок. Затем из стального листа толщиной около 4 мм и железных водопроводных труб диаметром 40 мм сваривается опорная рама, на которой на трех опорах жестко крепится двигатель. Уже после этого на раме устанавливают карбюратор, магнето, воздушный фильтр и глушитель. Чтобы двигатель не перегревался, над ним должна быть смонтирована крышка, способная обеспечить его принудительное охлаждение.

Для мотоблока из «Муравья» могут пригодиться колеса от мотороллера. Они достаточно широки, чтобы обеспечить хорошее сцепление с почвой. Цепная передача делается с помощью привода, соединяющего двигатель с валами, имеющими фланцы, которые можно снять со старого комбайна. Подбором шестерен можно обеспечить отличную частоту вращения валов, но нижний картер на раме должен быть рассчитан аккуратно, чтобы рама доставала до земли. Управление производится с помощью металлической телескопической трубы, которую можно взять со сломанного пылесоса, что позволит регулировать высоту. Коробка передач предусматривает три положения, но рабочей будет только первая передача. Управление заслонкой карбюратора ручное.

Развитие мотоблока в более сложные самодельные устройства

Самодельный мотоблок может послужить основой для различных более сложных агрегатов, которые можно использовать не только для культивации почвы. На базе самоделок из мотороллера «Муравей» можно изготовить минитрактор, снегоуборщик, буксировщик или иное механизированное устройство. Особенно популярно изготовление трактора из «Муравья». Для этого под двигателем на раму мотоблока крепится стальная штанга из швеллера или балки. Затем изготавливается подрессоренная двухколесная тележка с сиденьем наверху. Рессоры можно снять с того же мотороллера.

Под тележкой с сиденьем приваривается к раме такая же штанга, которая соединяется со штангой мотоблока накладной муфтой с соединениями на болтах. Это позволяет такому трактору из «Муравья» буксировать достаточно серьезные грузы. Металлическая штанга позволит распределить усилие по всей раме трактора. Есть полная возможность и для изготовления прицепа для мотоблока из «Муравья». На раму из стальной балки крепятся 4 колеса на рессорах, а сверху монтируют прямоугольную площадку из досок или листового металла, имеющую откидные борта. С передней стороны вместо откидного борта можно установить сиденье для водителя.

Различных самоделок из «Муравья» можно сделать достаточно много. Это зависит в первую очередь от технической грамотности и навыков в работе с металлом и механизмами. Кроме старого мотороллера в ход могут пойти самые разные детали и механизмы, в ином случае неизбежно отправленные в металлолом.

Такие самодельные устройства способны радикально облегчить человеку труд на приусадебном или дачном участке.

Главным их преимуществом, помимо достаточно низкой себестоимости, является то, что их можно максимально приспособить под конкретные надобности владельца.

Сейчас развитие сельскохозяйственной техники достигнуло лучших развития. Тяжело представить современного фермера без культиватора либо мотоблока.

Для удобного и комфортного использования мотоблока, его делают из старенького мотороллера Муравей. На таковой технике будет комфортно передвигаться по обрабатываемому участку, перевозить выкормленный сбор, перегной, сельскохозяйственные инструменты, даже дрова, мусор и все остальное.

Фирменный мотоблок Муравей

Прежде всего нужно отыскать старенькый мотороллер и обусловиться какого размера участки будут обрабатываться. Это влияет на мощность мотора мотоблока. Мотороллер Муравей с движком от мотоблока переделывают под реальный мотоблок по стандартной классической схеме:

  1. Рама.
  2. Движок.
  3. Ходовая часть на базе 2-ух колес.

К тс - мотоблоку присоединяются второстепенные детали, которые конечно очень понадобиться дальше использовании устройства:

Следуя из выше перечисленного, необходимыми элементами для производства мотоблока числятся рама, движок, колеса, руль, сидение и электрооборудование.
к меню

На раме размещаются нашему клиенту остается элементы мотоблока. Конструкция рамы состоит из 2-ух лонжеронов, которые выполнены из металлической трубы дюйм с четвертью. Фронтальные и задние концы лонжеронов загнуты ввысь, задние нужно загнуть навстречу между собой, позже соединить сваркой. На стадии производства управляющего управления используют байк «Иж» и его запчасти.

Самодельный мотоблок с мотором от Муравья

Похожие записи

К задним концам лонжеронов сваркой присоединяется управляющая конструкция с байка. Для натяжения цепи первой ступени коробки нужно соединить лонжероны в длину несколькими поперечинами. Площадка под аккумуляторную батарею и другие детали так же служат поперечинами. Картер редуктора, входящий в сборку рамы, кроме собственных функций делает еще функцию стойки меж ходовой частью и силовым агрегатом. Для грузоперевозки прицепом можно подцепить двухосную телегу к одной из задней части картера.

мотороллер с движком от мотоблока

На стадии производства такового агрегата используют двухтактный двигатель внутреннего сгорания от мотороллера Муравей. Таковой движок имеет принудительное воздушное остывание и такая обстановка является бесспорным плюсом при малеханькой скорости движения во избежания перегрева. Движок сблокирован с четырехступной коробкой. Для уменьшения себестоимости агрегата и уменьшения габаритов мотоблока выполняют глушитель на дому, используя детали от промышленного глушителя с мотороллера. Выпускной тракт размещается в сторону, а сам глушитель вставляется в выпускной цилиндр.

Пуск мотора производится при использовании кикстартера, скорости переключаются с помощью рычага, который находится на коробке с секторами. Нужно удлинить редукторный вал на 170 мм с целью встроить обгонную муфту. Ведомая звездочка крепится на окончании левого вала. Благодаря вращению вала происходит взаимодействие муфты с ролик и ролик приводится в движение.
к меню

При помощи двухступенчатого цепного редуктора можно снижать скорость вращения и увеличивать вращающий момент, который передается от выходного вала агрегата на рыхлители либо колеса.

Самодельный редуктор для мотоблока

Пользующимся популярностью решением является применение собранного редуктора от мотороллера Муравей. Довольно установить на мост грядущего мотоблока катки, чтоб не использовать всю колесную платформу от мотороллера. Данный выбор цепного редуктора позволяет получить безупречное соотношение скорости движения и мощности мотоблока.
к меню

Передвигаться на таком механизме при рыхлении либо в заснеженную пору будет тяжело, если у него будут установлены обыденные колеса с мотороллера. Рыхлители, устанавливаемые на будущий мотоблок, самодельные. Колеса выбираются 5-10 дюймов. С целью прирастить сцепление колес с грунтом, на колеса необходимо там одеть самодельный бандаж. Таковой бандаж выполняется из металлической полосы.

DSCF2677 Реверс из редуктора муравья на мотоблок.минитрактор самостоятельно.Валерий Брызгалов.

Похожие записи

Ее сечение а возможно различным, однако хорошим будет 90 на 5 мм. Грунтозацепы производятся из уголка 25 мм и привариваются к металлической полосе. Чтоб избежать сползания грунтозацепного бандажа, к нему привариваются усики, которые загибаются во вовнутрь диска.

В мотоблоке на базе мотороллера Муравей нет нужды в изготовлении самодельного прицепа, потому что мотороллер вначале уже был с кузовом. Этот расхожий слух кузов будет служить не только лишь для перевозок инструментария и урожая, да и людей. Если мотоблок оборудовать специальной снеговой лопатой, то его используется зимой для очистки снега.
Посреди огромного диапазона выбора культиваторной и мотоблочной техники, желало бы выделить мотоблок Муравей-1 и Муравей-2.
к меню

Мотоблок Муравей-1 (1-ый) предназначен для культивирования песочной и глиняной земли и подготовки ее к посадке овощей.

Так же с помощью Муравья обрабатывают сухую рыхлую землю.

  • модель мотора - BS170F/P;
  • мощность мотора - л.с. 7;
  • количество скоростей - 1 вспять и 2.4 вперед;
  • объем топливного бака/картера - 3.6 л/0.6 л;
  • коробка - ремень-цепь;
  • глубина вспашки - 100-300 мм;
  • ширина вспашки - 750 мм;
  • комплектность от 4 до 6 фрез;
  • пуск - ручной;
  • размер колес - два колеса 4.00-8";
  • вес до 90 кг.

Мотоблок Муравей-1 - один из самых фаворитных мотоблоков, укомплектованный четырехтактным массивным двигателем внутреннего сгорания. Изменение оборотов происходит плавненько без рывков с помощью рычага регулировки оборотов, который размещен под огромным пальцем правой руки.

В настоящее время развитие сельскохозяйственной техники достигло высокого уровня развития. Трудно представить современного фермера без культиватора или мотоблока.

В продаже существует множество разновидностей мотоблоков, но большинство магазинных рассчитаны на небольшие участки - до 6 соток. Существуют более мощные агрегаты промышленного типа, но и цена у них уже будет гораздо выше. Учитывая, что устройство у мотоблоков не такое уже и сложное, можно смастерить мотоблок своими руками.

1 Мотоблок на базе мотороллера Муравей

Для практичного и удобного использования мотоблока, его можно сделать из старого мотороллера Муравей. На такой технике будет удобно передвигаться по обрабатываемому участку, перевозить выращенный урожай, перегной, сельскохозяйственные инструменты, даже дрова, мусор и многое другое.

Благодаря своей практичности и экономичности расхода топлива, мотоблоки на базе мотороллера Муравей все чаще изготавливаются народными мастерами. Почитав отзывы о самодельных мотоблоках, можно прийти к выводу, что изготовить самому его будет не сложно и дешевле.

Фирменный мотоблок Муравей

1.1 С чего начинать изготовление агрегата?

Для начала необходимо найти старый мотороллер и определиться какого размера участки будут обрабатываться. От этого зависит мощность двигателя мотоблока. Мотороллер Муравей с двигателем от мотоблока переделывают под настоящий мотоблок по стандартной традиционной схеме:

  1. Рама.
  2. Двигатель.
  3. Ходовая часть на базе двух колес.

К транспортному средству - мотоблоку присоединяются второстепенные детали, которые могут очень пригодиться в дальнейшем использовании устройства:

Следуя из выше перечисленного, важными элементами для изготовления мотоблока считаются рама, двигатель, колеса, руль, сиденье и электрическое оборудование.
к меню

1.2 Рама для мотоблока

На раме располагаются все элементы мотоблока. Конструкция рамы состоит из двух лонжеронов, которые выполнены из стальной трубы дюйм с четвертью. Передние и задние концы лонжеронов загнуты вверх, задние необходимо загнуть навстречу друг к другу, потом соединить сваркой. При изготовлении рулевого управления можно использовать мотоцикл «Иж» и его запчасти.

Самодельный мотоблок с мотором от Муравья

К задним концам лонжеронов сваркой присоединяется рулевая конструкция с мотоцикла. Для натяжения цепи первой ступени трансмиссии необходимо соединить лонжероны по длине несколькими поперечинами. Площадка под аккумуляторную батарею и другие детали так же служат поперечинами. Картер редуктора, входящий в компоновку рамы, помимо своих функций выполняет еще функцию стойки между ходовой частью и силовым агрегатом. Для перевозки грузов прицепом можно подцепить двухосную тележку к нижней задней части картера.
к меню

1.3 Двигатель мотоблока

При изготовлении такого агрегата можно использовать двухтактный бензиновый двигатель от мотороллера Муравей. Такой двигатель имеет принудительное воздушное охлаждение и это является несомненным плюсом при маленькой скорости движения во избежания перегрева. Двигатель сблокирован с четырехступенчатой коробкой передач. Для уменьшения себестоимости агрегата и уменьшения габаритов мотоблока можно сделать глушитель своими руками, используя детали от заводского глушителя с мотороллера. Выпускной тракт располагается в сторону, а сам глушитель вставляется в выпускной цилиндр.

Запуск двигателя выполняется при помощи кикстартера, скорости переключаются при помощи рычага, который находится на коробке с секторами. Необходимо удлинить редукторный вал на 170 мм для того, чтобы встроить обгонную муфту. Ведомая звездочка крепится на конце левого вала. Благодаря вращению вала происходит взаимодействие муфты с ролик и ролик приводится в движение.
к меню

1.4 Цепной редуктор

С помощью двухступенчатого цепного редуктора можно снижать скорость вращения и наращивать крутящий момент, который передается от выходного вала силового агрегата на рыхлители или колеса.

Самодельный редуктор для мотоблока

Популярным решением является применение собранного редуктора от мотороллера Муравей. Достаточно установить на мост будущего мотоблока катки, чтобы не использовать всю колесную платформу от мотороллера. Данный выбор цепного редуктора позволяет получить идеальное соотношение скорости движения и мощности мотоблока.
к меню

1.5 Самодельные колеса

Передвигаться на таком механизме при рыхлении или в заснеженную пору будет трудно, если на нем будут установлены обычные колеса с мотороллера. Рыхлители, которые установлены на будущий мотоблок, самодельные. Колеса выбираются 5-10 дюймов. Для того чтобы увеличить сцепление колес с грунтом, на колеса нужно на них одеть самодельный бандаж. Такой бандаж можно выполнить из стальной полосы.

Ее сечение может быть разным, но оптимальным будет 90 на 5 мм. Грунтозацепы выполняются из уголка 25 мм и привариваются к стальной полосе. Чтобы избежать сползания грунтозацепного бандажа, к нему привариваются усики, которые загибаются во внутрь диска.

В мотоблоке на базе мотороллера Муравей нет нужды в изготовлении самодельного прицепа, так как мотороллер изначально уже был с кузовом. Этот кузов будет служить не только для перевозок инвентаря и урожая, но и людей. Если мотоблок оборудовать специальной снеговой лопатой, то его можно использовать зимой для чистки снега.
Среди большого спектра выбора культиваторной и мотоблочной техники, хотело бы выделить мотоблок Муравей-1 и Муравей-2.
к меню

2 Муравей-1 - характеристики и особенности

Мотоблок Муравей-1 (Первый) предназначен для культивирования песчаной и глиняной почвы и подготовки ее к посадке овощей.

Так же при помощи Муравья можно обрабатывать сухую рыхлую землю.

  • модель двигателя - BS170F/P;
  • мощность двигателя - л.с. 7;
  • количество скоростей - 1 назад и 2 вперед;
  • объем топливного бака/картера - 3.6 л/0.6 л;
  • трансмиссия - ремень-цепь;
  • глубина вспашки - 100-300 мм;
  • ширина вспашки - 750 мм;
  • комплектность от 4 до 6 фрез;
  • запуск - ручной;
  • размер колес - два колеса 4.00-8";
  • вес до 90 кг.

2.1 Мотоблок Муравей (видео)


к меню

2.2 Особенности

Мотоблок Муравей-1 - один из самых популярных мотоблоков, укомплектованный четырехтактным мощным бензиновым двигателем. Изменение оборотов происходит плавно без рывков при помощи рычага регулировки оборотов, который расположен под большим пальцем правой руки.

При вспашке или культивации исключено затаптывание обработанной почвы благодаря повороту рукоятки в горизонтальную плоскость. Резина колес имеет широкий протектор, что обеспечивает лучшее зацепление с грунтом. Работа оператора обеспечивается безопасностью благодаря двум защитным крыльям.

Муравей-2 имеет такие же характеристики и особенности, как и мотоблок Муравей-1. Если вы располагаете достаточным количеством средств, то можно приобрести уже готовый мотоблок в специализированном магазине. Но при ограниченном бюджете можно своими руками собрать мотоблок из старого металлолома и запчастей.

К сожалению, приходится констатировать, что готовые культиваторы и мотоблоки, которые представлены в наших магазинах, рассчитаны на не особо большую производительность – на дачные 6 соток.

Есть промышленные поприличней, но цены на них кусаются. А что же делать тем, у кого этих соток почти 20? Идея смастерить самому такой мотоблок пришла внезапно, причем не мне, а соседу – художнику. Он придумал, а уже я доработал.

Как сделать мотоблок своими руками

Работа началась с «Муравья», вернее двигателя от мотороллера марки Т-200. Для начала перебираем. Затем делаем раму – свариваем железный лист толщиной 4 мм с трубами диаметром 4 см. Рама крепится жестко тремя опорами к двигателю.

Следующим этапом сборки явилась установка карбюратора, магнето, воздушного фильтра, глушителя. Для того, чтобы защитить двигатель от перегрева, пришлось придумать сверху крышку для принудительного охлаждения.

Цепную передачу сделали приводом от двигателя к валам с фланцами (они подошли от обычного комбайна). Важным моментом является что, частота вращения валов может быть отличной при правильном подборе шестеренок, но все равно надо аккуратно рассчитывать размер нижнего картера на раме. Если увлечься одной частотой, рама просто пойдет поверху и не достанет земли. Передаточное число двигатель-редуктор 4:1, в редукторе 2,5:1

Внутри все должно смазываться маслом – для этого сделаны люки слива и залива.

В качестве руля – обычная металлическая труба (для регулировки высоты можно телескопическую трубу взять от старого пылесоса). Работает агрегат на первой передаче, хотя КПП предусмотрено аж три. Заслонкой карбюратора управляют вручную. Впереди у мотоблока колесо, от его установки зависит насколько глубоко нужно вспахать грунт, да и не особо тяжело управлять. Вес у конструкции получился приличный – чуть меньше 90 кг.

Все агрегаты мотоблока базируются на одной раме. Конструкция рамы: два лонжерона, передние и задние концы которых загнуты кверху, а передние - еще и встречно и соединены сваркой. К задним концам, также сваркой, присоединена конструкция от мотоцикла «Иж» - руль с рычагами управления. Материал лонжеронов - стальная водопроводная труба (дюйм с четвертью).

Чертеж рамы мотоблока собранного своими руками

Рама мотоблока: 1 - руль (от мотоцикла «Иж»); 2 -кронштейн крепления приборного пульта (уголок 25×25); 3 - площадка и скоба крепления аккумуляторной батареи; 4 - лонжерон рамы (труба диаметром 32); 5 - картер цепной передачи второй ступени; 6 - подмоторная рама; 7 - натяжитель цепи силовой передачи первой ступени (болт М10); 8 -упор натяжителя цепи; 9 - подкос (труба диаметром 22); 10 - кронштейн присоединения культиваторного подрамника (фрезерованный швеллер № 8); 11 - кронштейн присоединения транспортной тележки; 12-поперечина(полоса30х4,3 шт.)

По длине лонжероны соединены несколькими поперечинами. Передняя из них - упор для натяжителя цепи 1-й ступени трансмиссии. Поперечинами служат и некоторые детали мотоблока - например, площадка под аккумуляторную батарею.

Один из компонентов рамы, картер редуктора, служит и стойкой между силовым агрегатом и ходовой частью. К нижней задней части картера можно подцепить культиваторный подрамник или двухосную тележку для перевозки грузов.

Двигатель мотоблока

В конструкции я использовал двухтактный бензиновый 13-сильный мотор грузового мотороллера «Муравей» имеет принудительное воздушное охлаждение. Это бесспорный плюс в ситуации неизбежного перегрева мотора из-за небольшой скорости движения. Четырехступенчатая коробка передач сблокирована с двигателем, глушитель самодельный: стальная труба, заполненная металлической стружкой (длина трубы 250 мм, диаметр 70 мм, выхлопное отверстие 16 мм). Выпускной тракт имеет сложную форму, обусловленную компоновкой мотоблока и тем, что выхлоп должен быть в сторону.

Рама, на которой располагается двигатель, представляет собой салазки, к поперечинам которых приварена дуга из водопроводной трубы (d = 42 мм). К дуге в центре и на концах приварены кронштейны-скобы.

Подмоторная рама

1 - полоз салазок (уголок 40×40, 2 шт.); 2- задняя поперечина; 3 - хребет (стальная труба 1 1/4″); 4-кронштейн-скоба (СтЗ, полоса 50×4, 3 шт.); 5 - средняя поперечина: 6 - передняя поперечина; 7 - траверса (уголок 32×32); детали 2,5,6 выполнены из стальной полосы 40×4

По месту, по отверстиям в ушках на картере двигателя, в скобах были просверлены отверстия под болты М8, после чего дуга была установлена хребтовой стороной и прихвачена сваркой к средней поперечине салазок, крайние поперечины были подведены под дугу, выгнуты, а середина их еще и выколочена по месту так, чтобы поперечины соприкасались с дугой по всей их ширине. Затем дуга прикреплялась к поперечинам сваркой вдоль линий касания, а концы поперечин приваривались к направляющим салазок, сделанным из равнополочного 40-миллиметрового стального уголка.

Размеры и точки крепления двигателя

В центре вертикальной полки траверсы, приваренной сверху к передним концам направляющих, просверлено отверстие под болт. Болт (М10) входит и в переднюю поперечину рамы и предназначен для регулировки натяжения цепи от 1-й ступени редуктора. Салазки передвигаются по лонжеронам в продольных пазах (их четыре, в каждом полозе по два). Подмоторная рама крепится на основной раме через пазы четырьмя болтами М10.

Цепной редуктор

Двухступенчатый цепной редуктор предназначен для снижения скорости вращения и наращивания крутящего момента, передаваемого от выходного вала силового агрегата на колеса или рыхлители.

Чертеж цепного редуктора

1 - корпус (швеллер № 20); 2 - крышка (СтЗ, лист s5); 3 - прокладка (маслостойкая резина) 4 - ведущая звездочка второй ступени (z = 11, t= 19,05); 5-шпонка; 6 - подшипник 206 (2 шт.); 7- компенсационная втулка; 8 - вал; 9 - гайка М22х1,5 с пружинной шайбой; 10 - сальник; 11 -дистанционная втулка со шпоночным пазом; 12-эксцентриковый корпус подшипника (СтЗ, 2 шт.); 13 - винт М8 с пружинной шайбой (30 шт.); 14 - ведомая звездочка второй ступени (z = 25, t = 19,05); 15- подшипник 3008 (2 шт.); 16 - корпус подшипника; 17 - уплотняющая втулка; 18 - левая полуось; 19-пробка сливного отверстия масла (винт М10); 20 - дно корпуса (СтЗ, лист s4); 21 - пробка заливного отверстия масла (винт Ml0); 22,23 - сальники (по 2 шт.); 24 - правая полуось; 25 - фиксирующие винты М6 (8 шт.); 26 - болт М8; 27 - цепь t = 19,05; 28 - ведомая звездочка первой ступени (z = 57, t = 12,7); 29 - дистанционная втулка

1-я ступень редуктора состоит из двух звездочек (17 и 57 зубьев с шагом 12,75 мм). Ведущая звездочка (17 зубьев) посажена на выходной вал силового агрегата, ведомая - на наружный фланец первичного вала 2-й ступени. 2-я ступень редуктора - усиленная (ведущая звездочка на 11 зубьев, ведомая на 25, шаг зубьев 19,05 мм). Поскольку эта ступень в процессе эксплуатации мотоблока находится близко к обрабатываемой почве, для защиты от пыли она помещена в закрытый картер, приваренный к поперечинам непосредственно и к лонжеронам через стальные проставки.

Между картером и поперечиной приварен подкос, для надежности. Картер сварен из двух швеллеров № 2 с уменьшенными по длине до 35 мм полками. В нижней части форма стенок швеллеров - полукруг, вместо полок, которые срезаны, приварено дно из 4-миллиметрового стального листа, выгнутого в форме полуцилиндра по стенкам швеллеров. Сверху картер закрывает крышка с прокладкой из маслостойкой резины.

В обеих стенках выполнено по два соосных отверстия под корпуса подшипников (d = 100 мм). Каждое из этих отверстий окаймляется шестью другими резьбовыми отверстиями (М8), предназначенными для крепления корпусов к картеру. У нижних подшипников (то есть подшипников полуосей) - обычные корпуса, у верхних (подшипников вала) - эксцентриковые. Поворотом их вокруг оси (минимум на 15°) ступенчато регулируется натяжение цепи 2-й ступени редуктора.

Вал этой ступени редуктора установлен в два шарикоподшипника 206. Ведущая звездочка фиксируется двумя распорными втулками между внутренними стенками картера, ровно посередине, и соединяется с валом призматической шпонкой. Большая ведомая звездочка сидит на центрирующей бобышке правой полуоси и закреплена шестью болтами М8 между встречными фланцами полуосей. Ее нижние зубья вместе с находящимися на них звеньями цепи постоянно погружены в масло. Масло при эксплуатации мотоблока переносится цепью в верхнюю часть картера, - таким образом, смазываются трущиеся детали 2-й ступени. От утечки масла наружу защищают сальниковые уплотнители в корпусах подшипников. Жесткое фланцевое соединение полуосей образует единый вал, помещенный в два шарикоподшипника 308.

Самодельные колеса

Через шлицевые нарезки на концах полуосей крутящий момент передается на рыхлители или на колеса. Рыхлители - самодельные, колеса с шинами 5-10″ заимствованы у мотоколяски СМЗ. Чтобы улучшить сцепление колес с грунтом в зимнее время или при культивации почвы, на шины надевается самодельный бандаж из стальной полосы сечением 90 x 5 мм с грунтозацепами из равнополочного 25-миллиметрового уголка.

Самодельные грунтозацепы

Разборный бандаж с грунтозацепами: 1 - полукольцо бандажа (стальная полоса 60×5,2 шт.); 2 - шарнирная петля; 3 - замковый грунтозацеп; 4 - поперечный грунтозацеп (уголок 25×25, 11 шт.); 5 - диагональный грунтозацеп (полка уголка, 12 шт.); 6 - болт М8 замкового устройства (2 шт.); 7 - ответная половинка замкового устройства (уголок 25×25)

Сползанию бандажа с шины препятствуют усики на грунтозацепах со срезанными по их сторонам частями вертикальных полок. Усики загнуты внутрь бандажного обруча, а срезанные части полок приварены к обручу наискосок между уголками. Бандажный обруч - составной: две его половины соединены шарниром на одной стороне и замковым устройством - на другой (аналогичное замковое устройство используется на крышке картера редуктора). Такой обруч удобно монтировать на шинах.

Культиваторы (одна, две или три лапки) устанавливаются на составной подрамник Т-образной формы из прямоугольной трубы 60 x 40 мм. Траверса может отсоединяться. Эти детали - заводского изготовления, они подобраны на свалке сельхозтехники. В передней части подрамника сваркой крепится сцепное устройство из швеллера № 6,5.

Подрамник культиватора

1 - траверса; 2 - кронштейн (2 шт.); 3 - болт М12 (3 шт.); 4 - фланец крепления траверсы (уголок 30×30,2 шт.); 5 - болт М8 (4 тт.); 6 - хребет; 7 - сцепное устройство (швеллер № 6,5); 8- болт М8 крепления подрамника (2 шт.); 9- ответная часть сцепного устройства (фрезерованный швеллер № 8: размер между полками 65 мм); 10 - серьга для присоединения тележки; 11 - картер редуктора; 12 - шкворень (труба диаметром 22 с резьбой М22 и гайка М22); детали 1,2,6 выполнены из стальной прямо- угольной трубы 60×40; а — три прямоугольных отверстия под стойки культиваторных лапок (размеры по месту)

Для присоединения подрамник вставляется в кронштейн на раме (картере редуктора). Материал кронштейна - швеллер № 8 с полками, фрезерованными так, чтобы между ними было 66 мм. Подрамник и кронштейн соединяются болтами М8.

От использования мотоблока в паре с однолемешным плугом (тоже самодельным) пришлось отказаться, так работать с таким комплектом было затруднительно, и дело продвигалось медленно. Роль самодельного плуга для обработки почвы выполняют два рыхлителя (две фрезы, то есть несколько ножей с резцами), установленные на место колес.

Рыхлители

Сборочные элементы рыхлителя: а - шлицевая втулка с четырьмя фланцами и торцевой шайбой; б - нож с резцом (16 шт.)

Резцы закреплены болтами М8 на фланцах, насаженных на втулку и приваренных к ней. Диаметр шлицевой части полуоси чуть меньше диаметра втулки. Материал ножей - стальная полоса 50 x 60 мм, резцы - от списанной сенокосилки. Для рыхления почвы в культиваторный подрамник устанавливаются одна-две лапки, создающие тормозной момент. В таком случае рыхлители при вращении пробуксовывают, углубляются в почву и мелко дробят ее. Разным количеством лапок и разной степенью их заглубления можно регулировать тормозной момент. Если он отрегулирован, мотоблок движется равномерно вперед сам и легок в управлении. Обрабатывая подъемы и спуски, придется регулировать тормозной момент вручную, усилием на руль, глубже или мельче погружая лопатки в почву. Глубина обработки рыхлителями, как и обычной лопатой, - около 20 сантиметров. Почва после рыхления мягкая, ровная, и ее не нужно бороновать.

Самодельный прицеп

Как было сказано выше, мотоблок можно переделать в транспортное средство для грузоперевозок, с двухколесной полуприцепной тележкой. Прицеп для мотоблока своими руками сделать оказалось очень просто. Ходовая часть тележки - передний мост мотоколяски СМЗ в сборе (с колесами). Основная рама - два лонжерона с двумя поперечинами из стальной трубы, в сечении которой прямоугольник 60 x 30 мм. В передней части, где сходятся лонжероны, размещается сиденье.

Дышло тележки - ступенчатое, чтобы сцепное устройство было ближе к оси колес. В итоге управление становится таким же легким, как у конструкций с шарнирно-сочлененной рамой. Подкосы из полудюймовой трубы предназначены для усиления ступеней дышла. Снизу к нему приварены подножки. Конструкция сцепного устройства относительно проста: по типу вертлюга, чтобы можно было поворачивать на неровной дороге или косогорах, относительно горизонтальной продольной оси.

В верхней части основной рамы находится рамка, окаймляющая грузовую платформу, из равнополочного 35-миллиметрового стального уголка. Для усиления конструкции созданы дополнительные связи: рама тележки соединяется с рычагами моста через стойки, усиленные подкосами (стойки из той же трубы, что и рама). Рамка-окантовка платформы выстлана шпунтованной доской толщиной 25 мм. В дальнейших авторских разработках предусмотрены съемные или откидные борта.

Электрооборудование мотоблока рассчитано на напряжение 12 В: штатные катушка зажигания, два аккумулятора 9МТ-14, стартер, генератор на 90 Вт, а также автомобильная фара.

Если Вы решили сделать самодельный мотоблок с двигателя мотоцикла, главным условием это — максимально использовать отработавшие узлы мототехники, минимально их переделывая. Для этого понадобится определенный опыт и накопленные знания, с большим запасом терпения и труда. Итогом подведенной работы будет надежная фермерская машина, приспособленная практически к любым условиям. Если же появится неисправность, ремонтом будет замена поломанной детали, или отказавшего узла.

Например, если взять подмоторную раму или силовой агрегат: они изготовлены на производстве. Если рассмотреть редуктор-переходник, он взят из главной передачи мотоколяски.

Делаем самодельный мотоблок с двигателя мотоцикла

Для успешной работы мотоблока разрабатывалась многоступенчатая кинематическая схема трансмиссии, благодаря чему повышается придаточное отношение, а также тяговое усилие и крутящий момент. Вместе с редуктором переходником в кинематической схеме предусмотрен главный редуктор. При совмещении редуктора с колесной парой и главной передачей, получается высокоэффективный движитель.

Специальный механизм натягивает приводные цепи. Он крепится шпильками к ползунам, которые изготовлены из стального уголка. Последние также способны перемещаться, натягивая или ослабляя приводную цепь. С этой целью в ползунах предусмотрены пазы и находятся два регулировочных винта и крепежные болты М10.

Самая трудоемкая конструкция — главный редуктор. Изготавливается он из заранее приготовленных стальных пластин (10 мм). В месте установки подшипников размещаются диски усиления. Сварные швы — сплошные, чтобы исключить подтекание масла. На заднюю стенку редуктора приваривается кронштейн-скоба, позволяющая крепить грузовую тележку или прицепное сельскохозяйственное орудие. Если использовать грузовую тележку, то мотоблок становится минитрактором.

Для изготовления крышки редуктора используется стальная пластина (5 мм). Прикреплена она к корпусу винтами М6. Цилиндрические прямозубые шестерни и валы взяты из сельхозмашин. Нужно помнить, что назначением промежуточного вала является отбор мощности, поэтому лучше изготовить новые валы, чем использовать старые. Дифференциал главного редуктора на мотоблоке был частью списанного электрокара.

Блокировка колес мотоблока с двигателем от мотоцикла

Блокировка колес — необходимое техническое решение для мотоблока, с конструкторской точки зрения. На правой полуоси, там где шлицевой конец, протачивается цилиндрическая шейка, которая должна быть немного глубже шлицевого паза. С противоположного конца полуоси делается резьбовое отверстие.

Когда вращается регулировочный винт М12, происходит смещение полуоси из-за действия цилиндрической пружины. Далее внутри дифференциала полуось отходит от зацепления с «родной» шестерней и зацепляется с соседней, чем блокирует колеса.

Рабочие колеса мотоблока изготовлены из колес списанного электрокара. У каждого диска, в ободе, прорезают 16 пазов, и вваривают стальные пластины, которые будут служить основанием для грунтозацепов. После чего к ним приваривают перемычки, и получаются обода пахотных колес.

Плуг для мотоблока

Очень эффективно изготовлен узел, регулирующий заход плуга в почву. Состоит он из сварного П-образного корпуса, с установочно-ограничительными выступами. В них вставляется пятка градиля плуга, которая способна вращаться в вертикальной плоскости используя втулочно-осевой шарнир. Необходимый угол вращения задается шпилькой М16. К поворотной пятке приварен швеллер грядиля. Благодаря небольшому развороту в сторону, куда отваливается почва от плуга, становится возможна правильная установка последнего.

Отрезной нож также крепится к грядилю. Для того, чтобы установить его под нужным углом к почве и на требуемую величину, используется типовой зажим с пластиной-накладкой и два болта М12 с гайками. Впереди мотоблока размещается на V-образном кронштейне вспомогательное колесо. Его назначение — обеспечение легкости во время транспортировки, или при движении мотоблока попятую.

Управление мотоблока происходит посредством двух штанг от мотокосилки с рукоятками. Также для этого используются ручки переключения реверса и скорости.


Производительность мотоблока — три — пять сотки земли в час. Обычную землю можно пахать на второй передаче. Для тяжелых почв работать на первой.

Как сделать мотоблок своими руками из двигателя планеты

Схема создания этого мотоблока прекрасно подходит для двигателей Восход, Минск, Муравей. Лучше всех себя зарекомендовал двигатель от ИЖ Планета -3. Чтобы сделать мотоблок своими руками из двигателя планеты, нужно произвести небольшие конструктивные изменения.

Охлаждение двигателя принудительное, подключен через зажигание — на катушку. Мощность двигателя 18 л.с. Благодаря установленному редуктору есть задняя передача.

Транспортная скорость — до 70 км/ч. Минимальная скорость — 5-6 км/ч. Тележка сделана из двух старых колясок тарсионного типа, и выдерживает вес до 500 кг.

К швеллеру приваривается рама. При моделировании мотоблока нужно учитывать крепление двигателя, поэтому производим смещение продольной оси редуктора на 10 мм, относительно оси двигателя. Двигатель может крепиться по разному. Чтобы увеличить мощность двигателя, врезается дополнительный вал в швеллера.

После этого размещаем топливный бак. По завершении сборки придаем мотоблоку красивый внешний вид, покрасив.

Этот мотоблок в день способен проезжать 50-70 км. По асфальту можно держать скорость 50-60 км/ч. Использовать его можно как транспортное средство, и как мотоблок.

Мотоблок своими руками из мотоцикла видео подборка