Смотреть страницы где упоминается термин результат конечный. Развитие триз-мышления Какой конечный результат идеален

Решая изобретательскую задачу, специалист по ТРИЗ ищет решение с высокой идеальностью, то есть такое, которое позволяет добиться необходимого результата с минимальными затратами. Для поиска таких решений Альтшуллер разработал специальный инструмент - оператор ИКР (идеальный конечный результат), который настраивает изобретателя на получение нужного эффекта за счёт использования доступных ресурсов.

ИКР может формулироваться по-разному. Но самая распространённая, классическая формулировка такова:

Идеальный конечный результат: Х -элемент сам выполняет требуемое действие (вместо какой-то специализированной ТС), продолжая выполнять функцию, ради которой он был первоначально создан.

При этом под названием «Х -элемент» может скрываться либо сама проблемная ТС, либо какая-то её подсистема.

В море недалеко от берега установлены буи. Они обозначают линию, которую нельзя пересекать судам. Буи в темноте светятся - на них установлены лампы и аккумуляторы. Время от времени аккумуляторы приходится менять и подзаряжать - для этого работает специальная служба. В ветреную погоду, когда море волнуется, замена аккумуляторов становится проблемой. Заказчик просит решить эту проблему. Какой путь её решения следует выбрать?

Идеальная система подзарядки - когда системы нет вообще, а её функция выполняется. Сформулируем ИКР: буй сам заряжает аккумулятор, продолжая выполнять функцию границы зоны, разрешённой для плавания.

Можно ли реализовать ИКР в данном конкретном случае? Для этого нужно найти ресурс - бесплатную энергию, которую можно преобразовывать в электрическую. Нетрудно догадаться, что такой ресурс есть - это энергия волн. Есть простые готовые устройства, с помощью которых качающийся на волнах буй будет сам по себе заряжаться. А система замены аккумуляторов с применением рискованного человеческого труда будет не нужна.

Дана изобретательская ситуация: необходимо повысить идеальность комнатного очистителя воздуха. Что может быть Х-элементом?

ИКР-1: воздух сам отделяет от себя пыль.

ИКР-2: фильтрующий элемент сам (без вентилятора и корпуса) очищает воздух.

ИКР-3: стенка квартиры сама очищает воздух от пыли.

Упражнение 8

1. Мытьё окон - утомительная работа, которой приходится заниматься постоянно, иначе оседающая на стекле пыль очень скоро сделает окно непрозрачным. В высотных зданиях мытьё окон к тому же просто опасно. Придумайте, как повысить идеальность этой операции.

2. Длительность моментов, когда человек переживает острые ощущения, очень мала. Нужно сделать много снимков, чтобы «поймать» нужный момент и получить фотографию человека в таком состоянии. Как, не делая большого количества снимков, сфотографировать человеческое лицо в нужный момент, например при катании на экстремальных аттракционах? Сформулируйте ИКР.

3. Весной, когда разливается река, может возникнуть необходимость быстро возвести дамбу. Завозить для этого специальные строительные материалы (бетон, камень, металлические листы) долго и дорого. А подручные материалы (песок, почва), к сожалению, очень быстро размываются потоками воды. Как повысить скорость и эффективность строительства такой временной дамбы?

Ресурсы

Ресурсы для решения задач

Чтобы получить высокоидеальное решение, то есть обеспечить выполнение функции с минимальными затратами, необходимо найти соответствующие ресурсы в само́й проблемной системе или в её окружении.

В предыдущей главе рассматривалась задача об удалении вбитых в дно реки свай. Какие же ресурсы можно было найти, чтобы убрать сваи?

Можно было тянуть сваи с берега, используя людей или конные упряжки. Для этого требуются рабочие, лошади, длинные прочные канаты, лодки, чтобы крепить канаты на сваях, и т. д. Можно было соединить несколько плотов вокруг сваи, раскачать её с этих плотов и потом рычагом вытянуть из грунта. Плоты нужны большие и прочные, чтобы при вытягивании свай они не ушли под воду, не развалились. И нужны люди - сильные и в достаточном количестве. Предлагались и экзотические решения: спустить в колоколе на дно людей с пилами или поместить сваю в трубу и растворить её кислотой.

В действительности был использован идеальный ресурс, самый мощный источник энергии - сама река. Сила её течения превосходит силы всех рабочих, вместе взятых, к тому же этот ресурс совершенно бесплатный и практически неисчерпаемый. Реку можно использовать для удаления свай разными способами. Например, затопить вокруг сваи несколько бочек, привязав к ним мешки с камнями, а затем, прикрепив бочки верёвками к свае, обрезать «якоря». Всплывающие бочки, если они достаточно велики, выдернут сваю. В этом случае работу выполнит подъёмная сила воды. Можно использовать и кинетическую энергию течения воды - сделать «водяной парус». Для этого придётся опустить в воду полотнище, привязав его к сваям, и позволить течению реки, наполняющему этот «парус», выворотить сваи из дна. А можно, как и было сделано, закрепить к сваям брёвна и, дождавшись ледохода, наблюдать с бережка, как движущийся лёд вырвет и унесёт сваи.

Итак, решение любой проблемы, как в приведённом выше примере, во многом зависит от нахождения и грамотного использования ресурсов.

Ресурс это пространство, время, вещество, энергия, информация, которые могут быть использованы для решения задачи.

Высокоидеальные решения получаются с использованием тех ресурсов, которые уже есть в системе. Если нужного ресурса нет, его зачастую можно получить, изменяя существующие. Например, если для решения задачи нужно использовать жидкость, а в наличии есть только твёрдые вещества, жидкость можно получить расплавлением. Находить, «вычислять» и задействовать ресурсы - это одна из важных составляющих умения решателя.

Виды ресурсов

Классификацию ресурсов полезно знать, чтобы вести их поиск не случайным образом, а системно. Различают энергетические и вещественные, пространственные и временны́е, информационные ресурсы.

Энергетические ресурсы. Практически в каждой ТС существуют источники энергии и силы - как явные, так и скрытые. Даже в такой простой ТС, как свая, можно обнаружить продольную и поперечную силы упругости материала, сопротивляющиеся давлению, вес сваи, энергию горения древесины. В надсистеме «река» есть кинетическая энергия движения воды, вес воды, сила Архимеда… При взаимодействии разных систем тоже могут порождаться определённые силы: давление потока на сваю, сила трения и нагрев соприкасающихся тел.

Вещественными ресурсами могут являться все вещества, которые есть в системе или её надсистемах. В задаче об удалении свай вещественным ресурсом можно считать воду в реке, канаты, тягловых лошадей, камни и песок на берегу и дне.

Пространственные ресурсы - это пространство, которое может быть использовано для решения задачи. «Пустота», особенности формы объектов, которые можно применить для изменения исходной системы или для повышения эффективности её эксплуатации. Примером использования пространственных ресурсов может служить предложение полностью забивать сваи в дно. Ресурс здесь - пространство под дном, которое обычно не принимается в расчёт при решении.

Временны́е ресурсы - это промежутки времени, которые могут быть использованы для улучшения функционирования системы, для выполнения дополнительных операций. Классическим примером этого вида ресурсов является объединение времени выполнения двух различных операций, скажем, обработка объекта во время его транспортировки.

Отдельно нужно сказать об информационных ресурсах. Все перечисленные выше ресурсы могут считаться информационными, если они несут важную для человека информацию. Так, информационным ресурсом для опытного моряка служит завихрение воды над погружённым в воду предметом.

В реальных ситуациях далеко не всегда есть именно то, что необходимо для решения задачи. Изменение, модификация исходного ресурса с целью приведения его к нужному виду - важная часть работы решателя. Такого рода изменённые ресурсы называются производными. Например, целлюлоза, которая входит в состав свай, не может быть использована как ресурс, но после пропитки целлюлозы определёнными химикатами образуется состав, который может гореть под водой. При наличии такого производного ресурса сваи могут быть просто сожжены.

А во что обществу обходится автомобиль? Ответ на этот вопрос насколько непрост, настолько и важен.

На заре автомобилизма шла бешеная борьба за наращивание скорости автомобиля. Сразу возникла проблема устойчивости на дороге, особенно на поворотах. Машина становилась ниже, длиннее, шире. Тяжелее становилась несущая часть – рама, основание кузова. Чтобы быстрее трогаться с места и разгоняться, требовался все более мощный двигатель – и усиливается ходовая часть: коробка скоростей, карданная передача, ведущие колеса.

Растут требования к надежности тормозов – и механический привод заменяется гидравлическим, а затем пневматическим. Появляется компрессор, а с ним целая пневмосистема… Улучшается подвеска – рессоры, амортизаторы, стабилизаторы уровня. Для обеспечения безопасности пассажиров при столкновении кузов делают из металла большей толщины.

Опять растет вес, габариты… И все это, чтобы перевезти одного-двух, максимум 7-8 человек!

Это только кажется, что автомобиль стоит на четырех колесах. На самом деле – это спрут с сотнями тысяч рук. В США, например, на него прямо или косвенно работает каждый шестой рабочий. Считайте сами: ежегодно выпускается примерно 10 миллионов автомобилей.

В них используются сотни видов черных и цветных металлов, неметаллические материалы (пластмассы, кожа, ткани и т. д.), радиотехника, лаки, краски, стекло, резина, горючее, смазки…

Производство всего этого не проходит бесследно для окружающей среды, порождает массу экологических проблем.

Конструкторские бюро, лаборатории, испытательные стенды и полигоны. Автоматические линии и роботы для изготовления тысяч деталей ежесекундно. Километровые конвейеры для сборки. ЭВМ и компьютеры для станков с ЧПУ, для планирования, сбора и анализа информации… Еще? Пожалуйста!

Нужны дороги. В США сейчас дороги занимают около 10% площади страны. Для их строительства и поддержания в порядке требуется огромный парк специальных машин, умеющих добывать материалы, насыпать их, скреплять, покрывать асфальтом и бетоном, наносить линии разметки…

Автомобиль, как любая машина, иногда ломается. Нужно оборудование и инструменты для ремонта. Тысячи и тысячи авторемонтных мастерских. Автозаправочные станции, нефтедобывающие предприятия и нефтеперерабатывающие заводы, сеть трубопроводов и гигантские нефтяные танкеры. И опять же экологические проблемы.

Автомобиль надо где-то хранить. И огромные площади территории городов отводятся под гаражные комплексы. Нужно поддерживать порядок на дорогах, и создается специальная общегосударственная служба ГИБДД.

На дорогах случаются аварии, гибнут или калечатся люди. Значит, нужны лекарства, аптечки, станции скорой помощи, больницы и санатории. И похоронные команды…

Недешев, однако, автомобиль, очень недешев!

Любая система, будь то автомобиль или рыболовная удочка, создается и существует не ради себя самой, а ради выполнения ею какой-то полезной для человека функции. Так, основная полезная функция автомобиля - перемещать людей и грузы с места на место.

Собственно говоря, человеку нужна именно эта функция, а вовсе не та система, которая эту функцию выполняет, порождая при этом гору всяких проблем.

С этой точки зрения в ТРИЗ существует понятие идеальной системы:

Идеальная система – это такая система, которой нет, а функция которой выполняется.

Близкое к идеальному транспортное средство было, кстати, у пушкинской Бабы-Яги: ее ступа двигалась “сама собой”. Но сама ступа-то все-таки была, в нее надо было залезать, из нее надо было вылезать, поэтому это транспортное средство не стопроцентно идеальное.

Полностью идеальный вариант автомобиля выглядит так: машины нет вообще, но Вы в нужное время прибываете в заданную точку.

И удочка Вам не нужна. Вам нужна выполняемая ею функция. А в чем ее основная функция? Забрасывать червяка, подцеплять и выдергивать рыбу, которая этого червяка проглотит.

Над вопросом “идеальной рыбы” подумайте сами. Только не считайте, что такая рыба должна сама снять с себя чешую, выпотрошиться и нырнуть в котелок с ухой. Ведь в идеальной ухе рыбы быть не должно, но запах ее, вкус и питательная ценность быть должны.

Из всего этого следует одно практически очень важное положение:

Все системы развиваются в направлении повышения степени своей идеальности.

В ТРИЗ выявлены и другие законы развития систем (ЗРС), но этот закон – закон увеличения степени идеальности систем – является, пожалуй, самым главным среди них.

При решении конкретных изобретательских задач этот закон позволяет отказаться от многих пустых проб и сразу сформулировать идеальный ответ задачи – идеальный конечный результат (ИКР). Как в случае с червяком. Идеальный червяк сам попадает в воду, сам там держится и сам извлекает съевшую его рыбу из воды.

Иногда этого достаточно, чтобы решить задачу.

Конечно, получить ИКР в чистом виде в большинстве случаев не удается. Смысл здесь несколько иной. Постановка ИКР позволяет сразу выбрать правильное направление работы, сузить зону поиска и сконцентрировать усилия на поиске сильных решений задачи.

Проиллюстрируем действие закона увеличения степени идеальности на примере технической системы.

Серийный автомобиль “Нива” весит 1150 кг и имеет двигатель мощностью 53 квт (около 70 л. с.). Для участия в международных автогонках “Ниву” модернизировали: установили форсированный двигатель, который развивал мощность до 200 л. с., а вес всего автомобиля снизили до 700 кг.

Цифры абсолютного (арифметического) изменения обычно говорят мало: было – стало. Гораздо больше говорят показатели относительные. Раньше каждая лошадиная сила двигателя везла 1150 кг: 70 л. с. = 13, 5 кг/л. с.

Теперь каждая “лошадь” везет всего 700 кг: 200 л. с. = 3,5 кг/л. с. Почти в четыре раза меньше!

Могут ли городские власти сделать миллион из ничего? Из ничего – неизвестно. А из нуля – точно, могут! Дело в том, что в Мадриде на одной из центральных площадей, откуда отсчитывается километраж дорог Испании, в асфальт уложен бронзовый ноль. Большинство туристов, посещающих город, по традиции фотографируются на мадридском нуле. Естественно, за плату, поступающую в городскую казну…

Задача 1. Борьба с лихачами на дорогах – важная задача службы безопасности движения. Конечно, в присутствии “гаишника” все водители строго соблюдают правила, но на всех дорогах и перекрестках по “гаишнику” не поставишь. Как быть?

Эту задачу решают во всех странах. В Японии, например, в один далеко не прекрасный для местных лихачей день на дорогах резко увеличилось число полицейских. Завидев полицейского, лихачу приходилось быстренько сбрасывать скорость и соблюдать все прочие правила дорожного движения.

И только подъехав поближе, водители с досадой замечали, что большинство “полицейских” – манекены! Но попадались и настоящие…

Замена объекта его копией – один из типовых приемов, применяемых в ТРИЗ. Но мы сейчас обратим внимание на другое: объекта (живого полицейского) нет, а функция его (регулирование движения) выполняется.

Вот еще пример.

Задача 2. На крымском побережье необходимо было засыпать новый пляж. Предполагалось засыпать галькой – окатанными камушками, но в наличии была лишь щебенка – камни с острыми гранями. Что делать? Вывозить гальку с других пляжей? Придумать машину для обработки щебенки?

Решено было использовать даровую силу прибоя. Баржи со щебенкой разгрузили прямо в море в двухстах метрах от берега. Все остальное сделали волны: окатали острые грани камней и вынесли их на берег.

Как видите оба примера хорошо иллюстрируют закон идеальности. При использовании этого закона для решения задач важно не забывать слово “сам” (“сама”, “само”). Здесь нет никакого фокуса или подвоха. Помня, что система сама, за счет использования ресурсов, достигает требуемого действия, мы сразу же отсекаем множество слабых и беспомощных решений.

Действительно, водители сами (без наличия живого полицейского) стали соблюдать правила, морское течение само (без привлечения машин) обкатало грани камней, туристы сами (без настояний и просьб) пополняют городскую казну Мадрида..

Многие из нас интуитивно знакомы с методом, о котором я хочу сегодня рассказать. Все мы неоднократно представляли себе идеальный результат решения задачи, над которой ломаем голову. Фантазировали, как это будет, и что это будет идеально. Оказывается, одно из базовых понятий ТРИЗ так и называется - идеальный конечный результат, ИКР.

Посмотрите замечательный клип Alva Noto. Подумайте, как он связан с ИКР?

Никак. Просто мне очень нравится творчество Alva Noto.

ИКР - это способ решения задач с минимальными, практически нулевыми, затратами ресурсов. Этот приём помогает преодолеть шаблонное мышление и сформулировать лучшее из решений. Для остального есть MasterCard.

Введение

Сразу несколько методов решения творческих задач появилось в середине 40 годов прошлого века в Америке и Европе: , мозговой штурм, метод фокальных объектов, морфологический анализ. Но все они были основаны на переборе вариантов. Это значительно затрудняло быстрое и гарантированное получение результата.

А уже в 1946 году Генрих Саулович Альтшуллер , наш соотечественник, начал работу над созданием своей теории решения изобретательских задач, целью которой было исследовать и описать механизмы развития технических систем и создать практические методы решения изобретательских задач. Одним из базовых понятий ТРИЗ стал «идеальный конечный результат» - ситуация, когда нужный результат или действие происходит само собой без дополнительных затрат.

ИКР в частности, и ТРИЗ в целом - стали прорывом в подходе к решению творческих, открытых задач. ТРИЗ - это не совсем наука, но уже далеко не перебор вариантов.

Что такое ИКР?

Существует три основные формулировки ИКР:

Система сама выполняет данную функцию
- Системы нет, а функции её выполняются (с помощью ресурсов)
- Функция не нужна

Как этим пользоваться?

  1. Запишите задачу. Настройтесь на то, что вы найдёте решение. Включите фантазию и не бойтесь, что что-то может выглядеть глупо. Лучше выглядеть глупо, но решить задачу, чем выглядеть умно, но не решить. Скоро вы убедитесь на моём примере.
  2. Определите главный процесс (или несколько процессов) задачи, который надо улучшить. В идеале, он должен выполниться «САМ». Подразумеваем, что система или часть системы выполняют требуемое действие без затрат, без внешнего ресурса. Или представьте, что системы нет, но все её функции выполняются! Идеальная система всем нравится, самовнедряема и ничего не портит.

Кого пригласить?

Работать с ИКР можно самостоятельно, а можно подключать к решению кого угодно. Ведь, если вы поняли принцип формулирования ИКР, вы сможете объяснить его даже пятилетнему ребёнку!

Инструменты

  • Все элементы системы, внимательно посмотрите на них и по сторонам (часто ответ можно найти в надсистеме, том что сверху, или подсистеме, том что снизу)
  • Голова и фантазия
  • Вера и терпение

Пример из жизни

В нескольких этажах надо мной живёт добрая старушка, которая каждое утро в 6:30 кормит у себя на подоконнике хлебом голубей. Все голуби района слетаются к нашему дому, в гости к старушке, позавтракать. На седьмой этаж. Конечно же, они не очень аккуратно кушают и хлебный снег (так я называю это явление) летит с седьмого этажа понемногу оседая на всех подоконниках нижних этажей, в том числе и у меня - на третьем. Вслед за хлебным дождём летят голуби, они всё ещё хотят кушать. Они радостно приземляются на жестяные подоконники и топочут своими когтями, пробуждая меня и мою семью ото сна слишком рано, чтобы мы радовались их появлению. Вот. Это моя боль, моя задача.

Как вы видите, моя система состоит из: старушки, голубей, хлеба, подоконника, меня и моей семьи. Есть ещё надсистемы и подсистемы, но я начну искать ИКР без их помощи.

Формулирую идеальный конечный результат:
- Старушка сама не кормит голубей на своём подоконнике - не получилось, не открывает дверь, на контакт не идёт
- Голуби сами не летят к старушке на подоконник - думал много, не очень гуманно убивать голубей из-за старушки
- Голуби сами не хотят есть бабушкин хлеб - можно их кормить раньше и в другом месте, например на земле! Это что же, мне придётся вставать в 6:00?!
- Хлеб сам не падает на мой подоконник - поставить козырёк над окном или вентилятор, слишком затратно и не идеально
- Голуби сами не садятся на мой подоконник - много мыслей про голубей, но они же не виноваты!
- Подоконник сам не даёт голубям сесть на себя - скользкий, сбрасывает, иглы, растяжки, динамит - не гуманно это всё
- Подоконник сам не издаёт никакого звука - о, можно подумать!
- Я и моя семья сами не просыпаемся от шума - не получилось, просыпаемся

Возможно, я упустил ещё несколько интересных ИКР, но уже что-то есть. Надо что-то делать с подоконником, чтобы он не гремел. Например, покрыть резиновым слоем. Или вставать в 6 утра и кормить голубей, чтобы они привыкли и перестали летать на 7 этаж.

Хочу вас огорчить, ИКР у меня не получился. Хотя мысли были интересные.

Альтернативы

Попробуйте Анти ИКР - это самая нежелательная и ужасная ситуация, которая может случиться. В моём случае - старушка селится у меня в квартире! Подумайте, как выйти из неё. Попробуйте обратить вред в пользу. А потом составьте план, как не допустить такой ситуации.

Как найти самое сильное решение задачи, не решая её

Есть старая, как мир, школьная уловка: если задача не решается - заглядывают в ответ задачника, а потом решение "подгоняют" под правильный ответ.

Что в этом плохого и что хорошего? Плохо то, что задача решена "нечестно", не совсем самостоятельно и то, что эффект научения уменьшен. А хорошо то, что задача решена легко, быстро и правильно.

А нельзя ли этот приём использовать в жизни, когда есть задачи и нет правильных ответов?

Опыт показал, что требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к идеальности. Действительно, диковато: только-только понял задачу, еще не знаешь, не только ответа, но и как к ней подступиться, а тут сразу предлагают формулировать решение и не простое, а наилучшее лично для Вас.

Между тем, ИКР отражает основной закон развития техники (и не только техники) - Закон Повышения Степени Идеальности, иначе говоря, закон повышения степени удовлетворения ПОТРЕБНОСТЕЙ человека.

ИКР практически недостижим, но теоретически к ИКР можно подойти как угодно близко. Для этого надо последовательно убирать все отрицательные сверхэффекты , возникающие по мере приближения к ИКР.

Рассмотрим несколько практических задач с красивыми идеальными решениями, чтобы показать скептикам, что идеальные решения возможны, потом поучимся формулировать ИКР, а потом и получать ИКР.

Пример 1. Среднеазиатский полководец и эмир Самаркандского царства Тимур (Тамерлан, 1336-1405), разгромивший Золотую Орду и совершавший грабительские набеги на Индию и Персию (Иран), сам подвергся нападению свирепых боевых слонов, за которыми бежало несметное войско. Что делать?

Тамерлан приказал нагрузить на верблюдов сено, поджечь его и гнать верблюдов навстречу слонам. Слоны испугались движущегося на них "моря огня", повернули назад и растоптали свою же пехоту. Победа над врагом была обеспечена ресурсом врага.

Сформулируйте ИКР для данной ситуации. Трудно? И не только потому, что нет опыта, а еще и потому, что для формулирования ИКР нужна полная раскованность мысли, - "Я всё могу, я волшебник!", а также умение хотеть и даже... отвага.

Как Вам понравятся такие формулировки ИКР: "Слоны САМИ уничтожают свою пехоту и САМИ убегают с поля боя" или "Войско неприятеля САМО себя уничтожает". Этим Вы направили своё мышление к сильному решению.

Пример 2. Понятно, что знаменитые "огни аэродрома" должны быть особенно надежны, они ведь - посадочные. То есть должна быть надежна вся система: лампы, источники питания, провода, контакты, коммутирующая аппаратура, патроны и т.д. и т.п. Сложное дело.

Решили поставить простые отражатели света фар самолета. Отражатели так просты, что нечему ломаться, поэтому и надежны. Но есть опасение, а вдруг откажут фары самолета? Тогда придумали "вечные" лампы или "идеальный огонь" - стеклянная запаянная трубка покрывается изнутри специальным веществом (люминофором из сульфида цинка), которое ярко светится под воздействием радиоактивного вещества, вмонтированного в эту же трубку. Ни проводов, ни соединений, ни питания, лампа САМА ярко светится.

Правила поиска и формулирования ИКР

1. Поняв задачу, настройте себя на то, что Вы можете ВСЁ ! Даже невозможное. У Вас "море" ресурса, Вы волшебник! Не стыдитесь и не бойтесь своих фантастических идей!

2. Определите главную функцию системы или главный процесс, который надо улучшить. Вот это и должно выполниться САМО , как говорят, "без ничего".

  • со словами САМО, САМ, САМА,

  • или перечислением кому и в чем должно быть хорошо (принцип И-И).

Слово "САМ " подразумевает, что система или часть системы выполняет требуемое действие без затрат, без внешнего ресурса. Когда мы формулируем ИКР со словом САМ , мы указываем объект, в котором надо в первую очередь поискать ресурс.

Зачем формулировать ИКР?

  1. ИКР недостижимо, но оно четко показывает путь к сильному решению, показывает в "каком направлении думать". Это сильно сокращает число проб и ошибок.
  2. По степени приближения реально полученных решений к идеальному, можно выбрать самое сильное решение. Каково ИКР, таково и решение.
  3. Приём "Формулирование ИКР" можно использовать самостоятельно, например, в качестве способа формулирования ЦЕЛИ практически любой деятельности.
  4. Формулирование ИКР прекрасно развивает воображение, нестандартность и независимость мышления.
  5. Формулирование ИКР сокращает зону поиска решений.
  6. Формулирование ИКР помогает прогнозировать. Например, спрогнозируем этапы развития хирургии: было - "отрезать и выбросить", потом - заменить орган на искусственный, есть - пересадить, будет - вырастить новый орган (регенерация).

Приём решения задач - "Формулирование ИКР" можно использовать изолированно, независимо от других приемов разрешения противоречий. Его полезно взять на вооружение! Приём сильно упрощает решение творческих задач, особенно, если Вам после формулировки ИКР удалось правильно ответить на вопрос: Что мешает получить ИКР?

Овладев умением формулировать ИКР, можно сказать, что Вы овладели навыком фантастически быстро находить наилучшее решение любой творческой задачи, не решая её.

Очень полезно научиться формулировать и антиИКР . АнтиИКР - это самая нежелательная, самая ужасная ситуация, которую Вы только можете себе представить. А потом придумайте, как выйти из этой ситуации, тогда всё другое Вам покажется детскими забавами. А потом? Попробуйте обратить этот вред в пользу. А потом придумайте, что надо сделать, чтобы такого никогда не случалось. Весьма вероятно, что после такого анализа что-то потребуется сделать наоборот.

Пути повышения степени идеальности (для взрослых).

1. Повышение многофункциональности.

Например, наручные часы: определяют пульс, служат будильником, секундомером, термометром, микрокомпьютером, радиоприемником, даже телеэкраном. Показывают погоду, расписание движения всего транспорта мира...

2. Уничтожение системы как самостоятельной единицы и перевод ее в Надсистему, без уничтожения функции.

Например, фары в старых автомобилях укрепляли рядом с шофером, он мог управлять фарой. Потом перенесли фару на крыло, а теперь утопили фару в крыло автомобиля. В новых квартирах шкафы вделывают в стену. Шасси раньше было снаружи - теперь делают убирающимся в крыло самолета...

Задачи на понятие идеальности (для взрослых)

Потренируемся:

  1. Есть такой невинный на первый взгляд вопрос: Что бы Вы делали, если бы у Вас был неограниченный счет в банке?
  2. Что такое ИДЕАЛЬНАЯ работа?
    Подсказка. По определению: работы нет, а все функции работы выполняются.
  3. Кто такой ИДЕАЛЬНЫЙ человек?
  4. Что такое ИДЕАЛЬНАЯ школа?
  5. Что такое ИДЕАЛЬНАЯ помощь ребенку? (Помочь, не помогая!).
  6. Что такое ИДЕАЛЬНОЕ наказание ребенка?
  7. Кто такая ИДЕАЛЬНАЯ