Односекционный масляный насос газ 53. Основные показатели и регулировочные данные. Привод распределителя зажигания и масляного насоса

Падение давления в системе смазывания может быть вызвано изнашиванием деталей масляного насоса ГАЗ-53 или подшипников коленчатого и распределительного валов. При значительных взносах насос начинает работать шумно.

Чтобы выявить неисправности насоса, его снимают с двигателя и разбирают. Но к разборке масляного насоса ГАЗ-53 приступают только после проверки состояния редукционного клапана, так как он может являться причиной неправильного давления в масляной системе (ослабла пружина, заедает плунжер и т. д.).

Редукционный клапан расположен в крышке масляного насоса ГАЗ-53. Усилие пружины редукционного клапана при сжатии ее до длины 40 мм должно быть в пределах 43,5--48,5 Н. Подкладывание шайб под пружину для запрещается. Негодную пружину заменяют новой.

Для разборки масляного насоса ГАЗ-53 отвертывают две гайки крепления и снимают насос с блока цилиндров вместе с прокладкой; отвертывают четыре болта крепления крышки масляного насоса и снимают крышку с прокладкой; вынимают ведомую шестерню масляного насоса из корпуса; вынимают вал насоса с ведущей шестерней в сборе. После разборки насоса все его детали тщательно промывают, просушивают и осматривают.

Если на поверхности крышки масляного насоса ГАЗ-53 обнаруживают выработку от шестерни, то шлифуют плоскость крышки до уничтожения следов выработки.

При крупных неисправностях насос заменяют новым. При ремонте должны обеспечиваться необходимые зазоры и натяги в сопрягаемых деталях.

Рис. 5. Валик масляного насоса ГАЗ-53 с ведущей шестерней: 1 -- вал; 2 -- шестерня; 3 -- штифт

В случае замены валика новым, а также при других видах ремонта имеют в виду следующее:

  • - расстояние от торца валика с шестигранным отверстием до верхнего торца ведущей шестерни масляного насоса должно быть (42,5+0,15) мм;
  • - отверстие диаметром 4+0,5 мм штифт крепления шестерни на валике насоса сверлят на глубину (23±0,5) мм на расстоянии 20 мм от торца шестерни (рис. 5). Выступание штифта над плоскостью впадины зуба не допускается;
  • - при выпрессовке оси ведомой шестерни из корпуса насоса корпус нагревают до температуры 100--120 °С;
  • - для запрессовки оси в корпус насоса корпус нагревают до температуры 160--175 °С, а ось охлаждают в сухом льду до температуры -- 70 °С;
  • - при запрессовке оси ведомой шестерни в корпус ось запрессовывать до упора (рис. 6).

Рис. 6. Корпус масляного насоса ГАЗ-53 с осью ведомой шестерни в сборе: 1 -- корпус; 2 -- ось

Для сборки масляного насоса ГАЗ-53 устанавливают валик в сборе с ведущей шестерней в корпус масляного насоса; устанавливают ведомую шестерню на ось в корпусе насоса; на корпус укладывают крышку масляного насоса с прокладкой; закрепляют крышку на корпусе насоса четырьмя болтами.

При сборке масляного насоса ГАЗ-53 всегда меняют паронитовую или картонную прокладку крышки (толщина их 0,3 мм). Применять шеллак или другие герметизирующие средства, а также увеличивать толщину прокладки недопустимо, так как это снижает производительность насоса.

Перед установкой масляного насоса ГАЗ-53 на двигатель его необходимо залить маслом, так как сухой насос в самом начале работы двигателя не будет подавать масло к трущимся поверхностям, что приведет к их задирам и выходу из строя.

При разборке привода распределителя зажигания ГАЗ-53 снимают пружинное кольцо и вынимают предохранительный штифт, вынимают шестигранный валик привода масляного насоса, снимают стопорное кольцо и шестерню с валика, снимают упорные шайбы и вынимают валик из корпуса привода распределителя.

Для сборки привода распределителя зажигания ГАЗ-53 перед сборкой все детали привода продувают сжатым воздухом и протирают чистыми салфетками.

Валик в сборе смазывают чистым моторным маслом, вставляют в корпус привода распределителя и опробуют легкость вращения от руки. На валик устанавливают упорные шайбы, сначала стальную 3, потом из алюминиевого сплава 4.

Устанавливают шестерню на валик привода. В шестигранное отверстие на торце валика привода распределителя ГАЗ-53 вставляют шестигранный валик привода масляного насоса, устанавливают штифт в отверстие диаметром 3,5 мм, устанавливают в канавку на ступице шестерни пружинное кольцо, в канавку валика привода -- стопорное.

Проверяют легкость вращения валика от руки, зазор между упорной шайбой и торцом шестерни привода, который должен быть 0,15--0,40 мм; смещение середины впадины зубьев шестерни привода распределителя относительно оси паза валика -- допустимое отклонение ± 2°.С

Замена масляного фильтра на ГАЗ 53 считается достаточно простой процедурой. Автовладелец может выполнить ее самостоятельно при наличии базовых технических навыков и некоторых инструментов. С учетом специфики системы очищения менять фильтрующий элемент нужно каждый раз вместе с заменой масла.

Сроки замены масляного фильтра и как его выбрать

Актуальным вопросом в замене масляного фильтра на ГАЗ 53 считается периодичность процедуры. В данном аспекте ориентируются на общий показатель в 15 тыс. км пробега. Если условия эксплуатации трактуются как тяжелые, данный период сокращают до 10 тыс км.

Фильтр в двигателе автомобиля меняют вместе с маслом, поэтому основным показателем, указывающим на необходимость замены, выделяют состояние смазочной жидкости. Изменение цвета, появление примесей и осадка, горелый запах — все это указывает на истекший срок службы смазки.

Некоторые автовладельцы выделяют и другие признаки: посторонние шумы в двигателе, вибрации, толчки, сбои в работе. Однако специалисты не рекомендуют ждать появления данных факторов — обычно они указывают уже на последствия несвоевременной замены масла и фильтра.

Во избежание дорогостоящего ремонта комплектующих двигателя профилактическую замену масляного фильтра и смазочной жидкости рекомендуется производить каждый год. Также подчеркивается и важность регулярных профилактических проверок.

Основной акцент ставится на замере уровня масла, особенно после недавней замены. Текущий уровень в нормальном и нагретом состоянии не должен выходить за пределы отметок, указанных на щупе.

Подготовка к замене и необходимые инструменты

Подготовительный процесс замены масляного фильтра в ГАЗ 53 условно подразделяется на три основных аспекта:

  • покупка новых комплектующих и расходников;
  • выбор ровного места для работы;
  • прогрев двигателя.

В вопросе покупок выделяют не только новое масло и фильтр, но и сопутствующие детали. Для этого всю систему проверяют на наличие износов и приобретают замену неисправным соединениям.

Особое внимание уделяется прокладкам, уплотнителям, креплениям. Приобретать такие детали рекомендуется только у официальных поставщиков. При покупке обращают внимание на артикулы оригиналов и рекомендации завода-изготовителя.

Для слива и заливки смазочной жидкости автовладельцу понадобится припарковать автомобиль на ровном месте. По возможности для работы с масляным фильтром используют ремонтную яму или эстакаду. За неимением их понадобится мощный домкрат и опоры.

Прогрев двигателя нужен для лучшей циркуляции смазочной жидкости. Однако с учетом данного фактора обращают внимание на технику безопасности . Для предотвращения термальных и химических ожогов рекомендуется использовать спецодежду и резиновые перчатки.

В контексте подобных предписаний для замены масляного фильтра на ГАЗ 53 понадобится следующее оборудование :

  • набор отверток и ключей, ворот с насадками, щуп, плоскогубцы;
  • спецодежда и перчатки, чистая ветошь или тряпка без ворса;
  • емкость для сбора отработанной смазочной жидкости;
  • новое масло, воронка для заливки;
  • новый масляный фильтр, прокладки, детали и иные комплектующие для замены неисправных соединений.

Процедура замены фильтрующего элемента не считается сложной, по времени занимает 30-40 минут с учетом слива масла и прогрева двигателя. Однако от водителя требуется определенный опыт и знания системы, при необходимости рекомендуется ознакомиться с технической документацией.

Процесс замены масляного фильтра

Пошаговая инструкция замены масляного фильтра на ГАЗ 53:

  • после прогрева двигателя в подкапотном пространстве автомобиля откупоривают наливную горловину;
  • в нижней части машины снимают защиту двигателя, если таковая имеется;
  • под слив подставляют тару для отработанной смазки, аккуратно откручивают пробку;
  • пока жидкость сливается, проверяют состояние пробки, шайбу рекомендуется менять в любом случае;
  • после слива тару передвигают под фильтр, откручивают его руками, если не получается — используют специальный инструмент;
  • аккуратно разбирают масляный фильтр, рекомендуется запоминать порядок снятия деталей и картриджа;
  • все комплектующие и кожух очищают от остатков смазки, устанавливают новый фильтрующий элемент, меняют и смазывают уплотняющие резинки;
  • далее фильтр собирают в обратном порядке и закручивают на положенное место, при монтаже следят за резинками — они не должны выходить из предназначенных им пазов;
  • систему приводят в исходный вид, закупоривая слив и проверяя плотность соединений;
  • в наливную горловину заливают новое масло в объеме, эквивалентном слитому количеству отработанной смазки;
  • двигатель прогревают 10-15 минут, пока смазочная жидкость не заполнит все задействованные механизмы.

После прогрева проверяют уровень масла, а также всю систему на неплотность соединений и наличие протечек. Подобную проверку рекомендуется сделать и после первых дней эксплуатации автомобиля.

Также в этот период следят за состоянием смазочной жидкости. Если она быстро изменила цвет или появился осадок — проблема в качестве продукции или во внутреннем состоянии механизмов. По возможности проходят дополнительную диагностику у специалистов, в дальнейшем может потребоваться не только замена масляного фильтра, но и полноценный ремонт.

Отличия замены масляного фильтра в других моделях ГАЗ

Для некоторых автовладельцев актуальным становится вопрос о замене масляного фильтра на ГАЗ 66 и других моделях данной марки автомобилей. Специалисты подчеркивают, что общий порядок действий сохраняется для всех машин.

С учетом данного фактора замена масляного фильтра на ГАЗ 3307 производится по тому же алгоритму, что и в ГАЗ 53. Основные отличия связывают со сборкой автомобиля и расположением узлов. Однако поскольку данные аспекты могут различаться и в рамках одного модельного ряда, акцент делается на знакомстве с технической документацией и опыте автовладельца.

Также среди нюансов общей процедуры выделяют артикулы расходников. Несмотря на взаимозаменяемость некоторых комплектующих рекомендуется проверять технические параметры деталей перед покупкой.

Система смазки и в частности масляный насос ГАЗ 53 или любой другой машины играет важнейшую роль в нормальной работе двигателя внутреннего сгорания. Без смазки он проработает всего несколько минут, прежде чем заклинит или, того хуже, произойдет разрушение его деталей. Помните, датчик давления масла в системе всегда просигнализирует водителю, что с системой смазки что-то не так.

Внешний вид ГАЗ-53

Чтобы вовремя принять меры по ремонту или обслуживанию грузовика, желательно немного владеть его техническими характеристиками, особенностями, правилами эксплуатации и навыками ремонта автомобилей.

Так выглядит масляный насос на ГАЗ-53

Важно помнить, что грузовики ГАЗ 53 запрещено эксплуатировать, когда уровень масла в картере мотора находится ниже отметки «0» (по показателю щупа) или оно отсутствует вовсе. Водитель должен постоянно поддерживать уровень масла в промежутке от «0» и до «П», желательно ближе к последней метке. Для точности показателей не стоит их измерять на холодном моторе, дайте ему поработать 4-5 минут в холостом режиме, а затем минут через 10 проверьте уровень масла.

Смотрите в видео: технический анализ ГАЗ-53.

Важно помнить, что на скорости в 60 км/ч и на прямой передаче датчик давления масла в двигателе должен показывать 2,5 кгс/см², то есть 250 кПа. На холодном, не прогретом моторе этот показатель примерно равен 5-5,5 кгс/см² (500-550 кПа). Минимально допустимым давлением считается 0.4-0,8 кгс/см², при таких показателях загорается аварийная лампа.

Составные масляного насоса на ГАЗ-53

Также нужно помнить, что кратковременное загорание лампы-сигнализатора на малых оборотах двигателя (на холостом ходу) допустимо. Если маслонасос исправен, то лампа погаснет при увеличении частоты вращения коленчатого вала. Если же лампа горит на средних и высоких оборотах, то у вас серьезные проблемы с мотором и эксплуатация его должна быть прекращена.

Внешний вид двигателя ГАЗ-53

Если масляная помпа в двигателе ЗМЗ-53 не работает, то первым, кто об этом просигнализирует, станет контрольная лампа аварийного давления и стрелочный индикатор, показывающий аварийно низкое давление в агрегате.

Есть несколько способов определить, чем вызваны проблемы в системе смазки — насосом или другими элементами.

В этой статье решил написать про ремонт помпы ГАЗ 53. Это не совсем отступление от основного направления на сайте, так как эти ремкомплекты подходят и для ремонта помпы на УАЗ-е. Да и вообще сама по себе процедура похожа.

Симптомов того, что помпа газ 53 нуждается в ремонте несколько:

  1. течь охлаждающей жидкости;
  2. сильный люфт вала в подшипниках;
  3. кипение охлаждающей жидкости после недолгой работы двигателя.

Если с первыми двумя пунктами боле менее понятно, то с последним немного поясню. Крыльчатка ГАЗ 53 в основном сейчас выполняется из пластика или текстолита и в отличии от чугунной обладает меньшей прочностью. Втулка разбалтывается, а то и лопасти поломаются. А случается это после того как разбалтываются подшипники и крыльчатка помпы газ 53 начинает цеплять за корпус. Крыльчатка с обломанными лепестками плохо гоняет жидкость, что приводит к ее быстрому закипанию.

Иструменты

В данном случае нужны будут инструменты не только для разборки самой помпы, но и чтобы снять ее.

  • ключ на 12 — 13;
  • ключ на 17 — 19;
  • молоток;
  • пассатижи.

Ремонт насоса газ 53

После того как помпа снята, ремонт водяного насоса газ 53 с того чтобы снять крыльчатку. Если она выполнена из пластика или текстолита лучше сломать ее. В данном случае голову не ломал, так собирался ставить новую и просто сломал ее. У меня была чугунная крыльчатка на помпу.

Втулка от крыльчатки осталась на валу

Кто собирается просто менять подшипники и крыльчатка помпы газ 53 нужна целая, то вопрос снять ее не повредив очень сложно. Если помпа давно не разбиралась, то заранее можно сказать, что она прикипела к валу и лучше подготовиться купив крыльчатку заранее.

Затем грел вал с остатками крыльчатки горелкой и поливал водой. О подшипниках не думайте, все равно нужно ставить новые. Процедуру пришлось повторить дважды.

Выньте стопорное кольцо из корпуса насоса и выбейте остатки вала с подшипниками в сторону вентилятора. Передний подшипник водяного насоса 20803-КУ (артикул 20803) выбьется вместе с валом, а подшипник водяного насоса (задний) 20703-КУ (артикул 14-1307082-20) останется и выбить его придется отдельно.

Подшипники закрыты с одной стороны и устанавливать их нужно закрытой стороной наружу. То есть понятно, что открытая часть будет внутри для доступа смазки от пресс-масленки.

Чаще всего выходит из строя именно передний подшипник

Заранее очистите от остатков прокладки корпус водяного насоса газ 53 и если возможно отшлифуйте наждачным диском. Очистите посадочные места под подшипники и стопорное кольцо.

Сборку начинаем с установки вала с подшипниками, шкива с гайкой, ремкомплекта и крыльчатки водяного насоса газ 53.

Будьте внимательнее при сборке ремкомплекта (манжет, пружины, сальников и т. д.). Не забудьте после сборки прошприцевать насос через пресс-масленку иначе вы забудете это сделать, подшипники долго не проработают.

СИСТЕМА СМАЗЫВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-53-12

Система смазывания (рис. 14) - комбинированная: под давлением,

Разбрызгиванием и самотеком. Масло, находящееся в масляном картере двигателя, через маслоприемник 12 засасывается в масляный насос 9. Из него масло под давлением подается по каналам в блоке в масляный фильтр 4 полнопоточной очистки, а оттуда в главную масляную магистраль 6 двигателя. Из главной масляной магистрали масло по каналам в блоке цилиндров поступает к коренным подшипникам коленчатого вала напорам распределительного вала. По

Сверлениям в коленчатом валу масло от коренных подшипников поступаете полости шатунных шеек и через сверления в шатунных шейках-к шатунным подшипникам. В полостях шатунных шеек масло проходит дополнительную очистку за счет центробежных сил.

От второй и четвертой опор распределительного вала масло по каналам в блоке и головках поступает в оси коромысел. Из внутренней полости оси коромысел масло по сверлениям поступает к подшипникам коромысел. Далее по канавкам во втулках коромысел, сверлениям в коромыслах и регулировочных винтах-к верхним наконечникам штанг. Стекая по штангам, масло поступает к нижним наконечникам и через отверстия в толкателях сливается в масляный картер, смазывая направляющие толкателей и их торцы.

Упорный фланец распределительного вала смазывается через лыску и отверстие в передней опоре распределительного вала. Шестерни привода-через трубку из главной масляной магистрали. Привод распределителя зажигания, масляного насоса и его шестерни смазываются маслом, поступающим из полости 8, расположенной между пятой опорной шейкой распределительного вала и заглушкой в блоке цилиндров. К остальным деталям, нуждающимся в смазывании, масло подается разбрызгиванием или самотеком.

Давление масла в системе смазывания при движении автомобиля на прямой передаче со скоростью 55 км/ч должно быть не менее 250 кПа при выключенном масляном радиаторе на хорошо прогретом двигателе. При пуске и прогреве холодного двигателя давление масла может достигнуть 500 - 550 кПа.

При падении давления масла в масляной магистрали двигателя до 40- 80 кПа на щитке приборов загорается сигнализатор аварийного давления масла.

Допустимо загорание сигнализатора на малой частоте вращения коленчатого вала на режиме холостого хода. Если система смазывания исправна, при повышении частоты вращения сигнализатор гаснет. Загорание сигнализатора на средней частоте и больших частотах вращения коленчатого вала двигателя указывает на наличие неисправности. До ее устранения дальнейшая эксплуатация автомобиля не допускается.

При температуре окружающего воздуха выше 20 °С и при движении в особо тяжелых условиях необходимо включать масляный радиатор, открывая кран, находящимся с левой стороны двигателя. При включенном радиаторе рукоятка крана направлена вдоль оси шланга. Масло поступает в радиатор только при открытом кране через предохранительный клапан. Этот клапан открывается при давлении в системе смазывания около 100 кПа. Пройдя через радиатор, масло сливается в масляный картер.