Главные трезвучия ми минор гармонический. Главные трезвучия лада. На каких ступенях строятся обращения главных трезвучий

В мажорном ладу образуются следующие секунды:

  • малые секунды на III и VII ступенях;
  • большие секунды на I, II, IV, V, VI ступенях.

Большие секунды в тональности ДО мажор:

  • ДО-РЕ, РЕ-МИ, ФА-СОЛЬ, СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ.

Малые секунды в тональности ДО мажор:

  • МИ-ФА, СИ-ДО.

41. Большая и малая терции

Терция - интервал, который содержит три ступени. Терция называется большой , если она составляет два тона. Терция называется малой , если она составляет полтора тона. Большая терция обозначается б. 3, малая терция обозначается м. 3.

Большая терция вверх от звука ДО: ДО-МИ; малая терция вверх от звука ДО: ДО-МИ-бемоль.

Большая терция вниз от звука ДО: ДО-ЛЯ-бемоль; малая терция вниз от звука ДО: ДО-ЛЯ.

42. Терции в мажорном ладу

В мажорном ладу образуются следующие терции:

  • большие терции - на I , IV, V ступенях;
  • малые терции - на II, III, VI, VII ступенях.

Большие терции в тональности ДО мажор:

  • ДО-МИ (на I), ФА-ЛЯ(на IV), СОЛЬ-СИ(на V).

Малые терции в тональности ДО мажор:

  • РЕ-ФА (на II), МИ-СОЛЬ(на III), ЛЯ-ДО(на VI), СИ-РЕ(на VII).

43. Мажорное и минорное трезвучия

Трезвучием называется аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.

Если нижняя терция в трезвучии большая, а верхняя малая, то оно называется мажорным или большим .

Если нижняя терция в трезвучии малая, а верхняя большая, то оно называется минорным или малым .

Мажорное трезвучие от звука ДО:

  • ДО-МИ-СОЛЬ.

Минорное трезвучие от звука ЛЯ:

  • ЛЯ-ДО-МИ.

44. Чистые квинты в мажорном ладу

Квинта - интервал, который содержит пять ступеней. Квинта называется чистой , если она составляет три с половиной тона. Чистая квинта обозначается ч. 5.

Чистая квинта в тоническом трезвучии ДО мажора:

  • ДО-СОЛЬ в трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ.

Чистые квинты в ДО мажоре:

  • ДО-СОЛЬ(I), РЕ-ЛЯ(II), МИ-СИ(III), ФА-ДО(IV), СОЛЬ-РЕ(V), ЛЯ-МИ(VI).
  • На VII ступени чистой квинты нет.

45. Чистые кварты в мажорном ладу

Кварта - интервал, который содержит четыре ступени. Кварта называется чистой , если она составляет два с половиной тона. Чистая кварта обозначается ч. 4.

Чистая кварта в тоническом трезвучии ДО мажора:

  • СОЛЬ-ДО в развернутом трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ-ДО.

Чистые кварты в ДО мажоре:

  • ДО-ФА(I), РЕ-СОЛЬ(II), МИ-ЛЯ(III), на IV ступени ч.4 нет, СОЛЬ-ДО(V), ЛЯ-РЕ (VI), СИ-МИ(VII).

46. Тональность СИ-бемоль мажор

СИ-бемоль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук СИ-бемоль (лад с двумя бемолями в ключе).
Звуки, из которых состоит СИ-бемоль мажор:

  • СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бемоль, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль.

Ключевые знаки в тональности СИ-бемоль мажор:

Гамма СИ-бемоль мажор и ее ступени:

  • СИ-бемоль(I), ДО(II), РЕ(III), МИ-бемоль(IV), ФА(V), СОЛЬ(VI), ЛЯ(VII), СИ-бемоль(I).

Тоническое трезвучие в СИ-бемоль мажоре:

  • СИ-бемоль(I) - РЕ(III) - ФА(V).

Неустойчивые звуки с разрешением в СИ-бемоль мажоре:

  • ЛЯ(VII) в СИ-бемоль(I), ДО(II) в СИ-бемоль(I), ДО(II) в РЕ(III), МИ-бемоль(IV) в РЕ(III), МИ-бемоль(IV) в ФА(V), СОЛЬ(VI) в ФА(V).

47. Тональность СОЛЬ минор

СОЛЬ минор - минорный лад, в котором тоникой является звук СОЛЬ (лад, параллельный СИ-бемоль мажору, с двумя бемолями в ключе).
Звуки, из которых состоит СОЛЬ минор натуральный:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бемоль, ФА, СОЛЬ.

Ключевые знаки в тональности СОЛЬ минор:

  • СИ-бемоль на третьей линейке и МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками.

Гамма СОЛЬ минор натуральная и ее ступени:

  • СОЛЬ(I), ЛЯ(II), СИ-бемоль(III), ДО(IV), РЕ(V), МИ-бемоль(VI), ФА(VII), СОЛЬ(I).

Гамма СОЛЬ минор гармоническая:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бемоль, ФА-диез(VII), СОЛЬ.

Гамма СОЛЬ минор мелодическая:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бекар(VI), ФА-диез(VII), СОЛЬ.

Тоническое трезвучие в СОЛЬ миноре:

  • СОЛЬ(I) - СИ-бемоль(III) - РЕ(V).

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом СОЛЬ миноре:

  • ФА-диез(VII) в СОЛЬ(I), ЛЯ(II) в СОЛЬ(I), ЛЯ(II) в СИ-бемоль(III), ДО(IV) в СИ-бемоль(III), ДО(IV) в РЕ(V), МИ-бемоль(VI) в РЕ(V).

48. Тритоны в мажорном ладу

В гармоническом миноре образуются следующие секунды:

  • малые секунды - на II,V и VII ступенях;
  • большие секунды - на I,III и IV ступенях;
  • увеличенная секунда - на VI ступени

Секунды в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ЛЯ-СИ (б.2 на I), СИ-ДО (м.2 на II), ДО-РЕ (б.2 на III), РЕ-МИ (б.2 на IV), МИ-ФА (м.2 на V) , ФА-СОЛЬ-диез (ув.2 на VI) , СОЛЬ-диез-ЛЯ (м.2 на VII)

Разрешение увеличенной секунды в ЛЯ миноре:

  • ФА-СОЛЬ-диез в МИ-ЛЯ (ч.4)

50. Терции в гармоническом миноре

В гармоническом миноре образуются следующие терции:

  • малые терции - на I, II, IV и VII ступенях;
  • большие терции - на III, V и VI ступенях

Терции в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ЛЯ-ДО (м.3 на I), СИ-РЕ (м.3 на II), ДО-МИ (б.3 на III), РЕ-ФА (м.3 на IV), МИ-СОЛЬ-диез (б.3 на V), ФА-ЛЯ (б.3 на VI), СОЛЬ-диез-СИ (м.3 на VII).

51. Главные трезвучия мажора и гармонического минора

Главные трезвучия лада - тоническое трезвучие (на I ступени), доминантовое трезвучие (на V ступени), субдоминантовое трезвучие (на IV ступени).

Главные трезвучия в тональности ДО мажор:

  • ДО-МИ-СОЛЬ (тоническое трезвучие на I ступени)
  • СОЛЬ-СИ-РЕ (доминантовое трезвучие на V ступени)
  • ФА-ЛЯ-ДО (субдоминантовое трезвучие на IV ступени)

Главные трезвучия в тональности ЛЯ минор (гармонический):

  • ЛЯ-ДО-МИ (тоническое трезвучие на I ступени)
  • МИ-СОЛЬ-диез-СИ (доминантовое трезвучие на V ступени)
  • РЕ-ФА-ЛЯ (субдоминантовое трезвучие на IV ступени)

52. Названия нижнего, среднего и верхнего звуков трезвучия

Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.

Название нижнего звука трезвучия- основной тон, или прима.
В трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ это звук ДО.

Название верхнего звука трезвучия - терцовый тон, или терция.
В трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ это звук МИ.

Название верхнего звука трезвучия - квинтовый тон, или квинта
В трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ это звук СОЛЬ.

53. Шестнадцатые (имеют по два ребра или по два хвоста)

Длительности, которые исполняются в два раза быстрее, чем восьмые, называются шестнадцатыми . На одну четверть приходятся четыре шестнадцатых.

Ритмические группы с шестнадцатыми:

  • 4 шестнадцатых;
  • 1 восьмая и 2 шестнадцатых;
  • 2 шестнадцатых и 1 восьмая.

54. Пунктирный ритм с шестнадцатыми

Сочетание длительностей - восьмая с точкой и шестнадцатая называется пунктирным ритмом .

55. Тональность ЛЯ мажор

ЛЯ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ЛЯ (лад с тремя диезами в ключе).
Звуки, из которых состоит ЛЯ мажор:

  • ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ-диез, ЛЯ.

Ключевые знаки в ЛЯ мажоре:

Гамма ЛЯ мажор и ее ступени:

  • ЛЯ(I), СИ(II), ДО-диез(III), РЕ(IV), МИ(V), ФА-диез(VI), СОЛЬ-диез(VII), ЛЯ(I).
  • СОЛЬ-диез(VII) в ЛЯ(I), СИ(II) в ЛЯ(I), СИ(II) в ДО-диез(III), РЕ(IV) в ДО-диез(III), РЕ(IV) в МИ(V), ФА-диез(VI) в МИ(V).

56. Тональность ФА-диез минор

ФА-диез минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ФА-диез (лад, параллельный ЛЯ мажору, с тремя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит ФА-диез минор натуральный:

  • ФА-диез, СОЛЬ-диез, ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез.

Ключевые знаки в тональности ФА-диез минор:

  • ФА-диез на пятой линейке, ДО-диез между третьей и четвертой линейками и СОЛЬ-диез выше пятой линейки.

Гамма ФА-диез минор натуральная и ее ступени:

  • ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II), ЛЯ(III), СИ(IV), ДО-диез(V), РЕ(VI), МИ(VII), ФА-диез(I).

Гамма ФА-диез минор гармоническая и ее ступени:

  • ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II), ЛЯ(III), СИ(IV), ДО-диез(V), РЕ(VI), МИ-диез(VII), ФА-диез(I).
  • ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II), ЛЯ(III), СИ(IV), ДО-диез(V), РЕ-диез(VI), МИ-диез(VII), ФА-диез(I).

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом ФА-диез миноре:

  • МИ-диез(VII) в ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II) в ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II) в ЛЯ(III), СИ(IV) в ЛЯ(III), СИ(IV) в ДО-диез(V), РЕ(VI) в ДО-диез(V)

57. Тональность МИ-бемоль мажор

МИ-бемоль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук МИ-бемоль (лад с тремя бемолями в ключе).
Звуки, из которых состоит МИ-бемоль мажор:

  • МИ-бемоль-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бемоль-СИ-бемоль-ДО-РЕ-МИ-бемоль.

Ключевые знаки в тональности МИ-бемоль мажор:

Гамма МИ-бемоль мажор и ее ступени:

  • МИ-бемоль(I), ФА(II), СОЛЬ(III), ЛЯ-бемоль(IV), СИ-бемоль(V), ДО(VI), РЕ(VII), МИ-бемоль(I).

Неустойчивые звуки с разрешением в ЛЯ мажоре:

  • РЕ(VII) в МИ-бемоль(I), ФА(II) в МИ-бемоль(I), ФА(II) в СОЛЬ(III), ЛЯ-бемоль(IV) в СОЛЬ(III), ЛЯ-бемоль(IV) в СИ-бемоль(V), ДО(VI) в СИ-бемоль(V).

58. Тональность ДО минор

Тональность ДО минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ДО (лад, параллельный МИ-бемоль мажору, с тремя бемолями в ключе).

Звуки, из которых состоит ДО минор натуральный:

  • ДО-РЕ-МИ-бемоль- ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бемоль-СИ-бемоль-ДО

Ключевые знаки в тональности ДО минор:

  • СИ-бемоль на третьей линейке, МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками и ЛЯ-бемоль между второй и третьей линейками.

Гамма ДО минор натуральная и ее ступени:

  • ДО(I), РЕ(II), МИ-бемоль(III), ФА(IV), СОЛЬ(V), ЛЯ-бемоль(VI), СИ-бемоль(VII), ДО(I).

Гамма ДО минор гармоническая и ее ступени:

  • ДО(I), РЕ(II), МИ-бемоль(III), ФА(IV), СОЛЬ(V), ЛЯ-бемоль(VI), СИ-бекар(VII), ДО(I).

Гамма ФА-диез минор мелодическая и ее ступени:

  • ДО(I), РЕ(II), МИ-бемоль(III), ФА(IV), СОЛЬ(V), ЛЯ-бекар(VI), СИ-бекар(VII), ДО(I).

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом ДО миноре:

  • СИ-бекар(VII) в ДО(I), РЕ(II) в ДО(I), РЕ(II) в МИ-бемоль(III), ФА(IV) в МИ-бемоль(III), ФА(IV) в СОЛЬ(V), ЛЯ-бемоль(VI) в СОЛЬ(V).

59. Большие и малые сексты.

Секста - интервал, который содержит шесть ступеней. Секста называется большой , если она составляет четыре с половиной тона. Секста называется малой , если она составляет четыре тона. Большая секста обозначается б. 6, малая секста обозначается м. 6.
Большая секста от звука ДО вверх:

  • ДО-ЛЯ, малая секста от звука ДО вверх - ДО-ЛЯ-бемоль.

Большая секста от звука ДО вниз:

  • ДО- МИ-бемоль, малая секста от звука ДО вниз - ДО-МИ.

60. Сексты в мажорном ладу

В мажорном ладу образуются следующие сексты:

  • малые сексты - на III,VI и VII ступенях;
  • большие сексты - на I,II,IV и V ступенях.

Сексты в тональности ДО мажор:

  • ДО-ЛЯ (б.6 на I), РЕ-СИ (б.6 на II), МИ-ДО (м.6 на III), ФА-РЕ (б.6 на IV), СОЛЬ-МИ (б.6 на V), ЛЯ-ФА (м.6 на VI), СИ-СОЛЬ (м.6 на VII).

61. Обращения трезвучий

Обращением трезвучия называется такой вид трезвучия, в котором нижним звуком является терция или квинта основного трезвучия.

Основное трезвучие:

  • ДО-МИ-СОЛЬ.

Первое обращение:

  • МИ-СОЛЬ-ДО, называется секстаккорд.

Второе обращение:

  • СОЛЬ-ДО-МИ, называется квартсекстаккорд.

Обращения главных трезвучий в ДО мажоре:

  • тоническое трезвучие: ДО-МИ-СОЛЬ, обозначается Т53;
  • тонический секстаккорд: МИ-СОЛЬ-ДО, обозначается Т6;
  • тонический квартсекстаккорд: СОЛЬ-ДО-МИ, обозначается Т64;
  • доминантовое трезвучие: СОЛЬ-СИ-РЕ, обозначается D53;
  • доминантовый секстаккорд: СИ-РЕ-СОЛЬ, обозначается D6;
  • доминантовый квартсекстаккорд: РЕ-СОЛЬ-СИ, обозначается D64;
  • субдоминантовое трезвучие: ФА-ЛЯ-ДО, обозначается S53;
  • субдоминантовый секстаккорд: ЛЯ-ДО-ФА, обозначается S6;
  • субдоминантовый квартсекстаккорд:ДО-ФА-ЛЯ, обозначается S64.

Обращения главных трезвучий в гармоническом ЛЯ миноре:

  • тоническое трезвучие: ЛЯ-ДО-МИ, обозначается t53;
  • тонический секстаккорд: ДО-МИ-ЛЯ, обозначается t6;
  • тонический квартсекстаккорд: МИ-ЛЯ-ДО, обозначается t64;
  • доминантовое трезвучие: МИ-СОЛЬ-диез-СИ, обозначается D53;
  • доминантовый секстаккорд: СОЛЬ-диез-СИ-МИ, обозначается D6;
  • доминантовый квартсекстаккорд: СИ-МИ-СОЛЬ-диез, обозначается D64;
  • субдоминантовое трезвучие: РЕ-ФА-ЛЯ, обозначается s53;
  • субдоминантовый секстаккорд: ФА-ЛЯ-РЕ, обозначается s6;
  • субдоминантовый квартсекстаккорд: ЛЯ-РЕ-ФА, обозначается s64.

62. Большие и малые септимы

Септима - интервал, который содержит семь ступеней. Септима называется большой , если она составляет пять с половиной тонов. Септима называется малой , если она составляет пять тонов. Большая септима обозначается б. 7, малая септима обозначается м. 7.

Большая септима от звука ДО вверх:

  • ДО-СИ.

Малая септима от звука ДО вверх:

  • ДО-СИ-бемоль.

Большая септима от звука ДО вниз:

  • ДО-РЕ-бемоль.

Малая септима от звука ДО вниз:

  • ДО-РЕ.

63. Септимы в мажорном ладу

В мажорном ладу образуются следующие септимы:

  • большие септимы - на I и IV ступенях,
  • малые септимы - на II, III, V, VI и VII ступенях.

Септимы в тональности ДО мажор:

  • ДО-СИ (б.7 на I), РЕ-ДО (м.7 на II), МИ-РЕ (м.7 на III), ФА-МИ (б.7 на IV), СОЛЬ-ФА (м.7 на V), ЛЯ-СОЛЬ (м.7 на VI), СИ-ЛЯ (м.7 на VII).

64. Обращения интервалов

Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву.

Обращение интервалов:

  • прима обращается в октаву;
  • секунда обращается в септиму;
  • терция обращается в сексту;
  • кварта обращается в квинту.

И наоборот:

  • квинта - в кварту;
  • секста - в терцию;
  • септима - в секунду;
  • октава - в приму.

Изменения вида интервала при обращении:

  • большие интервалы обращаются в малые;
  • малые - в большие;
  • увеличенные - в уменьшенные;
  • уменьшенные - в увеличенные;
  • чистые - в чистые.

Трезвучием в музыке называется аккорд, составленный из трёх звуков, которые расположены по терциям. Для того чтоб получилось трезвучие, нужно соединить всего лишь две терции, но, так как интервал терция может быть , комбинации этих терций могут быть различными, и, соответственно, в зависимости от состава можно выделить различные виды трезвучий.

Всего применяется четыре вида трезвучий: мажорное (или большое), минорное (или малое), увеличенное и уменьшённое. Все трезвучия обозначаются с помощью двух чисел – 5 и 3, которые и передают суть структуры аккорда (трезвучие образуется при добавлении к основанию интервалов квинты и терции).

Мажорное трезвучие

В основе мажорного трезвучия лежит большая терция, над которой сверху надстраивается малая. Таким образом, интервальный состав этого трезвучия – большая терция + малая терция. Для обозначения мажорного (или по-другому большого) трезвучия используют заглавную букву Б, полное обозначение – Б53.

Например, если мы хотим построить большое трезвучие от «до», то отложим от этой ноты сначала большую терцию «до-ми», потом сверху прибавим ещё и малую от «ми» — «ми-соль». Трезвучие получилось из звуков ДО, МИ и СОЛЬ.

Или, если строить такое трезвучие от «ре», сначала пишем большую терцию «ре фа-диез», затем к «фа-диезу» прицепляем малую – «фа-диез ля». Таким образом, мажорное трезвучие от «ре» — это звуки РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ.

УПРАЖНЕНИЕ: постройте устно или письменно, либо сыграйте на своём инструменте мажорные трезвучия от остальных звуков, которые можно сыграть на белых , то есть от МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

  • От «ми» — мажорное трезвучие получилось из звуков МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. «Ми соль-диез» — это большая терция в его основе, а «соль-диез си» — малая терция, которая добавляется сверху.
  • От «фа» — большое трезвучие образуется из звуков ФА, ЛЯ, ДО. «Фа-ля» — это большая терция, а «ля-до» — малая.
  • От «соль» — большое трезвучие строим из звуков СОЛЬ, СИ и РЕ. Большая терция в основании – это «соль-си», а верхушка «си-ре» — это малая терция.
  • От «ля» — мажорное трезвучие собираем из звуков ЛЯ, ДО-ДИЕЗ и МИ. В основании, как всегда, поставлена большая терция «ля до-диез», а выше- малая терция «до-диез ми».
  • От «си» — звуки нужного нам трезвучия – это СИ, РЕ-ДИЕЗ и ФА-ДИЕЗ. Из всех трезвучий, которые мы сегодня разбирали, это – самое хитрое и сложное, здесь целых два диеза, которые, однако, возникли всё по той же причине: в основе должна быть большая терция, и это звуки «си ре-диез», а после должна идти малая терция, её звуки «ре-диез фа-диез».

[свернуть]

Мажорное трезвучие очень часто можно встретить в музыке – в мелодиях песен или инструментальных пьес, а также в фортепианных или гитарных аккомпанементах, или в оркестровых партитурах.

Яркий пример использования мажорного трезвучия в мелодии песни, всем знакомая «Песня про капитана» Исаака Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта». Помните знаменитый припев со словами: «Капитан, капитан, улыбнитесь…»? Так вот, в основе его мелодии как раз и лежит движение вниз по звукам мажорного трезвучия:

Минорное трезвучие

В основе минорного трезвучия лежит, соответственно, минорная малая терция, и над ней уже надстраивается большая. Таким образом, его интервальный состав будет таким: малая терция + большая терция. Для обозначения такого трезвучия используют заглавную букву М, и, как всегда, числа 5 и 3 – М53.

Если строить малое трезвучие от «до», сначала откладываем «до ми-бемоль» — малую терцию, затем к «ми-бемолю» добавляем большую – «ми-бемоль соль». В итоге у нас получается аккорд из звуков ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ.

Ещё один пример – построим минорное трезвучие от «ре». Малая терция от «ре» — это «ре-фа», плюс от «фа» большая терция – «фа-ля». Все звуки искомого трезвучия, таким образом, это РЕ, ФА и ЛЯ.

УПРАЖНЕНИЕ: постройте минорные трезвучия от звуков МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ и СИ.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

  • От звука «ми» минорное трезвучие образуется из нот МИ, СОЛЬ, СИ, так как между «ми» и «соль», как это и должно быть, малая терция, а между «соль2 и «си» — большая.
  • От «фа» малое трезвучие проходит по звукам ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и ДО. В основании лежит малая терция «фа ля-бемоль», и к ней присовокупляется сверху большая терция «ля-бемоль до».
  • От «соль» малое трезвучие можно получить из звуков СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и РЕ, потому что нижняя терция должна быть малой (ноты «соль» и «си-бемоль»), верхняя терция – большая (ноты «си-бемоль» и «ре»).
  • От «ля» минорное трезвучие складывается звуками ЛЯ, ДО и МИ. Малая терция «ля до» + большая терция «до ми».
  • От «си» такое трезвучие будет образовано звуками СИ, РЕ и ФА-ДИЕЗ. Базируется оно на малой терции «си ре», к которой сверху добавлена большая терция – «ре фа-диез».

[свернуть]

Минорное трезвучие тоже широко используется в музыке в самых разных композициях, иногда и с его звучания начинаются песни. Так, например, с малого трезвучия начинается мелодия известнейшего хита своего времени – песни «Подмосковные вечера» композитора Василия Соловьева-Седого. В самом начале на словах «Не слышны в саду…» мелодия как раз и проходит по звукам малого трезвучия:

Увеличенное трезвучие

Увеличенное трезвучие получается в том случае, когда соединяются две большие терции. Для записи трезвучия используют сокращённое обозначение «Ув», к которому прибавляются числа 5 и 3, указывающие на то, что аккорд является именно трезвучием – Ув53.

Рассмотрим примеры. От звука «до» увеличенное трезвучие идёт по нотам ДО, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Обе терции – «до ми» и «ми соль-диез», как и должно быть, большие.

От остальных звуков вы, уже имея некоторый опыт, можете легко построить такие трезвучия самостоятельно, что мы и предлагаем вам сделать незамедлительно. Для того чтобы вы могли себя проверить, ответы мы пока спрячем в спойлер.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

[свернуть]

Увеличенное трезвучие, как и мажорное, и минорное, естественно, применяется в музыке во многих случаях. Но из-за того, что оно звучит неустойчиво, с него музыкальные произведения, как правило, не начинают. Увеличенное трезвучие можно встретить, главным образом, в середине песни или инструментальной пьесы.

Уменьшённое трезвучие

Уменьшённое трезвучие является полной противоположностью по отношению к увеличенному аккорду. Оно состоит из двух малых терций. Принцип обозначения – аналогичный: сокращённая запись «Ум» и числа трезвучия (5 и 3) – Ум53.

Если мы строим уменьшённое трезвучие от звука «до», то нужно построить и соединить две малых терции: первая – «до ми-бемоль», вторая – «ми-бемоль соль-бемоль». Итак, мы получили следующее: ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ – вот те звуки, которые образуют нужное нам трезвучие.

Уменьшённые трезвучия от остальных основных ступеней (РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ) постройте самостоятельно. Ответы для самопроверки вы можете посмотреть в спойлере ниже.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

[свернуть]

Так же, как и увеличенное трезвучие, уменьшённое звучит напряженно и неустойчиво, поэтому его очень редко применяют вначале произведения, гораздо чаще можно встретить этот аккорд в середине или конце песни или пьесы для какого-нибудь инструмента.

Как научиться различать 4 вида трезвучий на слух?

На уроках сольфеджио в музыкальных школах или колледжах есть форма работы, как слуховой анализ, когда ученику предлагают угадать, какой аккорд или интервал звучит в данный момент на фортепиано или на другом инструменте. Как же запомнить звучание четырех видов трезвучий, как научиться различать их и не путать меж собой?

Возможно, вы слышали поговорку: «Всё познаётся в сравнении». Эта мысль из народной мудрости применима здесь как нельзя кстати. Нужно и петь, и играть все виды трезвучий, запоминать их звучание и выявлять их сходство и разность.

Попробуем охарактеризовать каждое из трезвучий:

  1. Мажорное трезвучие звучит уверенно, светло, ярко.
  2. Минорное трезвучие тоже звучит устойчиво, но с оттенком мрака, оно более темное.
  3. Увеличенное трезвучие звучит неустойчиво и ярко, как сирена, очень привлекает внимание.
  4. Уменьшённое трезвучие тоже звучит неустойчиво, но оно как бы более сжатое, блёклое.

Послушайте эти виды трезвучий, построенные от звука РЕ, несколько раз и постарайтесь запомнить особенности каждого из них.

Обращение трезвучий: секстаккорд и квартсекстаккорд

Любые созвучия, в том числе и трезвучия, можно обращать – то есть путём перестановки звуков получать новые . Все обращения выполняются по единому принципу: нижний звук исходного аккорда переносится на октаву выше, в результате получается другой аккорд.

Все трезвучия имеют по два обращения: первое называется секстаккордом, а второе – квартсекстаккордом. Секстаккорды обозначаются числом 6, квартсекстаккорды – с помощью двух чисел: 6 и 4.

Например, выполним обращение мажорного трезвучия «до-ми-соль». Нижний звук «до» переносим на октаву выше, остальные звуки просто переписываем, оставляя их на своих местах. У нас получился секстаккорд «ми-соль-до».

Теперь выполним следующее обращение, работать мы будем уже с полученным нами секстаккордом. Нижний звук «ми» переносим вверх на интервал чистой октавы, остальные звуки просто переписываем. Получаем, таким образом, квартсекстаккорд из звуков «соль-до-ми». Это обращение было второе и последнее.

Если же попытаться сделать ещё одно обращение, то мы вернёмся к тому, от чего изначально отталкивались. То есть если в квартсекстаккорде «соль-до-ми» перенести бас «соль» на октаву выше, то получится обыкновенное трезвучие «до-ми-соль». Таким образом, мы убеждаемся в том, что трезвучие действительно имеет только два обращения.

Как определить интервальные составы секстаккордов и квартсекстаккордов?

Так как трезвучие имеет всего четыре вида, значит, секстаккордов тоже и квартсекстаккордов также будет по четыре штуки – мажорные, минорные, увеличенные и уменьшённые. Чтобы определить интервальные составы новых аккордов, давайте их построим.

Для примера возьмём трезвучия от звука МИ и сразу же выполним их первое и второе обращения, чтобы получились секстаккорды и квартсекстаккорды. Затем мы проанализируем полученные аккорды и увидим, из каких они состоят.

Мажорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Мажорное трезвучие от МИ, это звуки МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. Следовательно, мажорный секстаккорд (Б.6) будет образован звуками СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ и МИ – именно в таком порядке. А большой квартсекстаккорд (Б.64) будет сложен из нот СИ, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ.

Само по себе большое трезвучие состоит из двух терций – большой и малой, это мы уже знаем.

Мажорный секстаккорд складывается из малой терции (в нашем примере это «соль-диез си») и чистой кварты (ход «си-ми»).

Мажорный квартсекстаккорд начинается с чистой кварты (звуки «си-ми» в основании аккорда), к которой затем прибавляется большая терция (в примере – «ми соль-диез»).

Таким образом, мы получили следующее правило: Б.6 = малая терция + чистая кварта; Б.64 = чистая кварта + большая терция.

Минорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Малое трезвучие от МИ строится по звукам МИ, СОЛЬ, СИ (без лишних ). Значит, минорный секстаккорд (М.6) – это ноты СОЛЬ, СИ, МИ, а минорный квартсекстаккорд (М.64) – СИ, МИ, СОЛЬ.

Минорное трезвучие образовано двумя терциями – малой «ми-соль» и большой «соль-си».

Малый секстаккорд состоит из большой терции (звуки «соль-си») и чистой кварты (звуки «си-ми»), а малый квартсекстаккорд, наоборот, начинается с кварты (в примере – «си-ми»), к которой добавлена малая терция (в примере это звуки «ми-соль»).

Таким образом, мы выяснили, что: М.6 = большая терция + чистая кварта; М.64 = чистая кварта + малая терция.

Увеличенный секстаккорд и квартсекстаккорд

Увеличенное трезвучие от МИ – это аккорд МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ. Секстаккорд этого трезвучия – СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ, МИ, а квартсекстаккорд – СИ-ДИЕЗ, МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ. Интересной особенностью всех трёх аккордов является то, что все они звучат как увеличенное трезвучие (только построенное от разных звуков).

Увеличенное трезвучие, как нам уже известно, состоит из двух больших терций (в примере это «ми соль-диез» и «соль-диез си-диез»).

Секстаккорд увеличенного трезвучия – это большая терция (в примере – «соль-диез си-диез»), к которой добавлена уменьшённая кварта (в примере – «си-диез ми»).

Квартсекстаккорд этого же трезвучия — а (ми соль-диез) и большая терция (от соль-диеза до си-диеза).

Вывод следующий: Ув.6 = большая терция + уменьшённая кварта; Ув.64 = уменьшённая кварта + большая терция.

Уменьшённый секстаккорд и квартсекстаккорд

Уменьшённое трезвучие от звука МИ представляет собой созвучие из нот МИ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ. Секстаккорд данного трезвучия – СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и МИ, а его квартсекстаккорд – СИ-БЕМОЛЬ, МИ, СОЛЬ.

Само рассматриваемое трезвучие симметрично, состоит из двух малых терций (в нашем случае – это звуки «ми соль» и «соль си-бемоль»).

Уменьшённый секстаккорд получается при сцеплении малой терции (у нас – «соль си-бемоль») с увеличенной квартой (в примере – «си-бемоль ми»).

Уменьшённый квартсекстаккорд начинается с увеличенной кварты (по примеру – «си-бемоль ми»), к которой присоединяется малая терция («ми соль»).

Итак, в результате выясняется вот что: Ум.6 = малая терция + увеличенная кварта; Ум.64 = увеличенная кварта + малая терция.

Таблица интервальных составов трёхзвучных аккордов

Давайте обобщим все данные, которые мы получили об интервальных составах аккордов, в таблице. Эту же таблицу вы можете скачать для распечатки и пользоваться ей в качестве шпаргалки на уроках сольфеджио или в домашней работе до тех пор, пока она прочно не запомнится вами.

ТРЕЗВУЧИЯ

СЕКСТ-
АККОРДЫ

КВАРТСЕКСТ-
АККОРДЫ

МАЖОРНЫЕ

Б.53 = б.3 + м.3 Б.6 = м.3 + ч.4 Б.64 = ч.4 + б.3

МИНОРНЫЕ

М.53 = м.3 + б.3 М.6 = б.3 + ч.4 М.64 = ч.4 + м.3

УВЕЛИЧЕННЫЕ

Ув.53 = б.3 + б.3 Ув.6 = б.3 + ум.4 Ув.64 = ум.4 + б.3

УМЕНЬШЁННЫЕ

Ум.53 = м.3 + м.3 Ум.6 = м.3 + ув.4 Ум.64 = ув.4 + м.3

Зачем вообще нужно знать, из каких интервалов сложен тот или иной аккорд? Это нужно для того, чтобы легко строить нужное созвучие от любого музыкального звука.

Например, построим все рассмотренные сегодня нами аккорды от звука РЕ.

  • Большое трезвучие от РЕ мы уже строили, его комментировать дополнительно не будем. Это звуки РЕ, ФА-ДИЕЗ, ЛЯ. Мажорный секстаккорд от РЕ – РЕ, ФА, СИ-БЕМОЛЬ («ре-фа» — малая терция, а «фа си-бемоль» — чистая кварта). Мажорный квартсекстаккорд от этой же ноты – РЕ, СОЛЬ, СИ (чистая кварта «ре-соль» и большая терция «соль-си»).
  • Малое трезвучие от РЕ – РЕ, ФА, ЛЯ. Минорный секстаккорд от данной ноты – РЕ, ФА-ДИЕЗ, СИ (большая терция «ре фа-диез» + чистая кварта «фа-диез си»). Минорный квартсекстаккорд от РЕ – РЕ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ (чистая кварта «ре-соль» + малая терция «соль си-бемоль»).
  • Увеличенное трезвучие от РЕ – РЕ, ФА-ДИЕЗ, ЛЯ-ДИЕЗ. Увеличенный секстаккорд от РЕ – РЕ, ФА-ДИЕЗ, СИ-БЕМОЛЬ (сначала большая терция «ре фа-диез», затем уменьшённая кварта «фа-диез си-бемоль»). Увеличенный квартсекстаккорд от того же звука – РЕ, СОЛЬ-БЕМОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ (уменьшенная кварта в основании «ре соль-бемоль» и большая терция над ней «соль-бемоль си-бемоль»).
  • Уменьшённое трезвучие от РЕ – РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ. Уменьшённый секстаккорд от этого звука – РЕ, ФА, СИ («ре-фа» — малая терция, «фа-си» — увеличенная кварта). Уменьшённый квартсекстаккорд от РЕ – РЕ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ (увеличенная кварта в основании «ре соль-диез», и малая терция над ней «соль-диез си»).

Все обращения трезвучий обладают собственной выразительной силой и широко используются в музыке в самых разных произведениях.

Дорогие друзья, на этом мы остановим наш большой урок. Если у вас появились вопросы по теме выпуска, пожалуйста, напишите их в комментариях к данной статье. Если что-то, вам кажется, разъяснено не очень понятно, также не стесняйтесь высказывать своё мнение на этот счёт. Мы постоянно трудимся над улучшением качества наших материалов.

В следующих выпусках мы вернёмся к изучению трезвучий ещё неоднократно. Очень скоро вы узнаете о том, что такое главные трезвучия лада, и о том, какие важные функции они выполняют в музыке.

На прощание подкинем вам немного замечательной музыки. Музыка эта, кстати, начинается с минорного квартсекстаккорда!

Л. ван Бетховен — Лунная соната (исп. Валентина Лисица)

Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.

Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.

Нижний звук называется основным тоном, средний звук называется терцовым тоном,

верхний звук – квинтовым тоном.

Звуки трезвучия могут перемещаться. При этом образуются новые аккорды, состоящие из

тех же звуков, но расположенных в другом порядке. Они являются обращением трезвучия . Трезвучие имеет два обращения:

Первое обращение трезвучия называется секстаккордом , потому что его крайние звуки образуют сексту. Нижним звуком является III ступень.

Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом , потому что его крайние звуки образуют сексту, а нижний и средний – кварту. Нижним звуком является Y ступень.

Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада.

Главные ступени лада: I – тоника; IY – субдоминанта; Y – доминанта.

На I ступени - тоническое трезвучие (Т 5/3)

На IY ступени – субдоминантовое трезвучие (S 5/3)

На Y ступени – доминантовое трезвучие (D 5/3)

Трезвучия бывают консонирующие и диссонирующие. К консонирующим относятся мажорное и минорное трезвучия. К диссонирующим - уменьшенное и увеличенное.

Интервальный состав трезвучий:

Мажорное трезвучие: мж 5/3 = б3 + м3 Увеличенное трезвучие: ув 5/3 = б3 + б3

Минорное трезвучие: мн 5/3 = м3 + б3 Уменьшенное трезвучие: ум 5/3 = м3 + м3

Увеличенное трезвучие (ув5/3) - это трезвучие, которое состоит из двух больших терций. Крайние звуки образуют увеличенную квинту.

Ув5/3 строится в гармонических ладах. В мажоре - на YI Ь ступени, в миноре - на III ступени. Разрешается в мажоре - в Т6/4, в миноре - в t6.

До мажор ля минор

ув5/3 Т6/4 ув5/3 t6

Уменьшенное трезвучие – трезвучие, которое состоит из двух малых терций.

Крайние звуки образуют уменьшенную квинту. (ум.5/3)

Ум5/3 строится на YII и II ступенях натурального и гармонического мажора и минора.

Разрешается в неполное тоническое трезвучие.

До мажор ля минор г. До мажор г. ля минор

ум5/3 ум5/3 ум5/3 ум5/3

БИЛЕТ № 3.

1. Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.

Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по

терциям. Нижние три звука называются так же, как у трезвучия, а верхний - септимовый тон, так как с нижним звуком образует интервал септиму.

Септаккорд можно построить на любой ступени мажора и минора. Но наиболее распространенным является доминантовый септаккорд.

Доминантсептаккорд – это септаккорд, построенный на Y ступени натурального мажора и гармонического минора. (Д 7)

Д7 = б3+м3+м3

Разрешается в неполное тоническое трезвучие (с пропущенным квинтовым тоном и

утроенным основным тоном).

Обращением септаккорда называется такой его вид, в котором нижним звуком

является терцовый, квинтовый или септимовый тон.

Д7 имеет три обращения:

YII ст. Квинтсекстаккорд: Д 6/5 = м3+м3+б2 разрешается в Т 5/3 с удвоенным

основным тоном.

II ст. Терцквартаккорд: Д 4/3 = м3+б2+б3 разрешается в развернутое Т 5/3.

IY ст. Секундаккорд: Д 2 = б2+б3+м3 разрешается в Т 6 с удвоенным

основным тоном.

Д7 Т Д6/5 Т 5/3 Д4/3 Т 5/3 Д2 Т 6

ля минор

Д7 tД6/5t5/3 Д4/3t5/3 Д2t6

Трезвучие I ступени называется тоническим,

трезвучие IV ступени - субдоминантовым,

трезвучие V ступени - доминантовым. Так как эти трезвучия мажорные, то они наиболее характерны для мажорного лада. Они ярче других трезвучий выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков).

Благодаря этому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, Т, S, D:

Главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются, как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d:

Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов. В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, превносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада: Побочные трезвучия мажора и минора

ПОБОЧНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ.

Трезвучия всех остальных ступеней (кроме главных), а именно: II, III, VI и VII - называются побочными. По сравнению с главными трезвучиями они имеют в ладу второстепенное значение.

В натуральном мажоре побочными трезвучиями являются: три минорные и одно уменьшенное (на VII ступени) .

В гармоническом мажоре: одно минорное на III ступени, два уменьшенных на II и VII ступенях и одно увеличенное на VI ступени.

В натуральном миноре побочными трезвучиями являются: три мажорные и одно уменьшенное (на II ступени).

В гармоническом миноре: одно мажорное на VI ступени, два уменьшенных на II и VII ступенях и одно увеличенное на III ступени.

Таким образом, общее число трезвучий составляют:

1. В натуральном мажоре или миноре - 3 мажорные, 3 Минорные и одно уменьшенное трезвучия.

2. В гармоническом мажоре или миноре - 2 мажорные, 2 минорные, 2 уменьшенные и одно увеличенное трезвучия.

Увеличенное трезвучие разрешается в тонический аккорд. Два устойчивых звука, находящихся в составе увеличенного трезвучия, как общие с тоническим трезвучием, остаются на месте, а третий, неустойчивый звук разрешается по тяготению: в мажоре VI пониженная ступень ходом на м.2 вниз в V ступень, а в миноре VII ступень - на м.2 вверх в I ступень.

Следовательно, в мажоре увеличенное трезвучие разрешается в тонический квартсекстаккорд, а в миноре - в тонический секстаккорд.

Уменьшенное трезвучие гармонически применяется в музыке только в виде секстаккорда.

6.Вводные септаккорды, септаккорды II ступени

Из числа других септаккордов наиболее часто применяются вводные септаккорды. Они строятся на VII ступени натурального и гармонического мажора, а также гармонического минора и поэтому называются вводными.

В натуральном мажоре крайние звуки вводного септаккорда образуют малую септиму, вследствие чего он называется малым вводным. Малый вводный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия с добавлением сверху большой терции (м.3+м.З+б.З).

В гармоническом мажоре и гармоническом миноре крайние звуки вводного септаккорда образуют уменьшенную септиму, вследствие этого он называется уменьшенным вводным септаккордом. Уменьшенный вводный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия с добавлением сверху малой терции (м.З+м.З+м.З).

Вводные септаккорды обозначаются следующим образом-VII7:

Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенной терцией:

Вводные септаккорды имеют также три обращения. Вводные септаккорды применяются как в основном виде, так и в обращениях.

Кроме тех септаккордов, о которых было рассказано выше, в музыке применяется септаккорд II ступени, относящийся к функциональной группе субдоминантовых аккордов, поэтому его называют иначе субдоминантовым септаккордом.

В мажоре на II ступени образуется малый минорный септаккорд:

В миноре на II ступени образуется малый септаккорд:

Из обращений II7 большее применение получил II 6/5, как наиболее

полный выразитель субдоминанты (IV ст. в басу).

Трезвучие - это это совокупность трёх, которые являются фундаментом любого аккорда . Именно трезвучие придает первичную смысловую окраску для всего аккорда в целом. Иными словами, сначала строится трезвучие, а уже потом наращения - дополнительные ноты.

На картинке изображены шесть трезвучий и соответствующие им аккорды. Видно, что в аккордах некоторые звуки дублируются. Всё будет аналогично и для всех других видов трезвучий и аккордов.

Распечатайте таблицу интервалов, так вы легко сможете составлять аккорды, по нижеприведенным схемам.

Так мажорные аккорды строятся на мажорных трезвучиях, а минорные - на минорных. Давайте теперь поясним наши слова:

На картинке приведены трезвучия аккордов. К примеру это аккорд С-мажор, он строится на трезвучии 1-ой, 3-ей мажорной, 5-ой нот, таковыми являются ноты До, Ми, Соль. Выбрали мы их так:

1. Мы строим аккорд от ноты До, следовательно первая нота является До

2. По таблице интервалов видим, что 3-ий мажорный интервал находится от первой ноты на четрые полутона.

3. Считает 4 полутона он первой ноты До - До#, Ре, Ре#, Ми, таким образом получаем ноту Ми.

4. В качестве пятой ноты берется чистая 5-ая из таблицы интервалов, таким образом считаем от ноты До 7 полутонов До#, Ре, Ре#, Ми, Фа, Фа#, Соль - и так получили ноту Соль.

5. В итоге мы получили трезвучие для аккорда До-мажор. Теперь можно его играть

Отличие трезвучия от аккорда - в том, что играются только три звука (основных), а в аккорде же эти звуки повторяются несколько раз. Так к примеру взять аккорд ... . Ещё что стоит заметить, что самый низкий звук должен быть тоникой - первым, основным звуком аккорда. В основном в аккорде чаще всего повторяют первую ноту, хотя вы можете повторять любую из трёх, правда звук при этом может немного отличаться, так что здесь открыты двери для творчества.

Как вы уже заметили в аккорде До-мажор (и в любых других таких же аккордах) играются далеко не три ноты а больше, и если внимательно посмотреть на гриф, то видно, что это те же самые три ноты, только дублированные по высоте.

Чтобы построить минорное трезвучие, нужно брать таблицу интервалов и вместо 3-ей мажорной, брать третью минорную, остальное всё тоже самое.

Трезвучий не так много, давайте всех их перечислим в таблице, чтобы вам было легче ориентироваться

Минорные трезвучия
До, Ми_бемоль, Соль До, Ми, Соль
Ре_бемоль, Фа_бемоль, Ля_бемоль Ре_бемоль, Фа, Ля_бемоль
Ре, Фа, Ля Ре, Фа_диез, Ля
Ми_бемоль, Соль_бемоль, Си_бемоль Ми_бемоль, Соль, Си_бемоль
Ми, Соль, Си Ми, Соль_диез, Си
Фа, Ля_бемоль, До Фа, Ля, До
Фа_диез, Ля, До_диез Фа_диез, Ля_диез, До_диез
Соль, Си_бемоль, Ре Соль, Си, Ре
Ля_бемоль, До_бемоль, Ми_бемоль Ля_бемоль, До, Ми_бемоль
Ля, До, Ми Ля, До_диез, Ми
Си_бемоль, Ре_бемоль, Фа Си_бемоль, Ре, Фа
Си, Ре, Фа_диез Си, Ре_диез, Фа_диез