Если после дтп машина не подлежит восстановлению. Что делать, если авто не подлежит восстановлению после ДТП? Если восстановить авто после тотала

Машина восстановлению не подлежит, такой вердикт в отношении ТС можно услышать от автоэкспертов или страховой компании, когда к ней обращается страхователь за выплатой по КАСКО или ОСАГО.

В терминологии применительно к страхованию, такое утверждение равнозначно наступлению полной (конструктивной) гибели ТС. При этом считается, что восстановление автомобиля невозможно по экономическим соображениям, но на практике это не всегда так.

Конечно, все эти принципы рациональности не применимы к обладателям таких машин, например, как «Победа», «Волга» ГАЗ‑М‑21 McLaren M81 Mustang (1989), Toyota Celica 2.0 GT-FOUR rally в 185 кузове или Ford Mustang (1967). Наверняка, владельцы таких автомобилей, сделают все, чтобы восстановить свою красавицу (ца).

Сегодня расскажем про то, как в полном объёме получить возмещение ущерба, если ваша машина восстановлению не подлежит, дадим полезные ссылки на другие наши статьи, связанные с данной проблематикой.

Первое, что следует сказать, это то, что Методики расчета и условия для наступления полной гибели ТС разные, при выборе которых надо смотреть какие правоотношения возникли непосредственно при причинении ущерба (механические повреждения ТС). Если человек обращается за возмещением по КАСКО, это одно дело, по ОСАГО — другое, а если потерпевший хочет взыскать причиненный ущерб с виновника, это третье.

Машина восстановлению не подлежит КАСКО — «тотал»

Условия, при которых наступает полная гибель ТС, всегда предусмотрены правилами страхования, на основании которых заключался договор КАСКО. Большинство страховщиков по этому поводу применяют в своих правилах примерно следующую формулировку:

«Полная гибель наступает в случае, стоимость ремонта ТС (без/с учетом износа-см. правила страхования) РАВНА или ПРЕВЫШАЕТ (0,75) от страховой стоимости (суммы) ТС или стоимости ТС на момент ДТП или происшествия, подпадающего под страховой случай.

Сам коэффициент превышения у разных страховых компаний рознится от 0,65 до 0,85 . Самый маленький коэффициент = 0,65, такой в правилах страхования ПАО СК Росгосстрах, и это плохо, поэтому при выборе страховой компании по КАСКО обязательно обращайте внимание на этот пункт правил страхования, мы об этом скажем сейчас.

Если «тотал» наступил, клиент сам решает, что делать с годными остатками ТС:

  • оставлять их себе и получать возмещение по формуле страховая сумма – стоимость годных остатков
  • отказываться от прав на ТС в пользу СК и получать полное возмещение (страховая сумма по договору)

Все эти обстоятельства плодят вокруг себя махинации в расчетах со стороны СК, и страхователям рассчитывать на полное возмещение не приходится. Да, ВИП-клиентам в 90 % случаев СК все выплатят, но не все страхователи являются ВИПами.

Выше мы упомянули ПАО СК Росгосстрах, в правилах страхования, которого коэффициент превышения составляет 0,65. Это очень мало, и как вы понимаете, в некоторых случаях, особенно с новыми кредитными машинами, этой страховой компании даже выгодно признать «тотал» по КАСКО и мы сейчас объясним почему:

Например, страховщик сделал первичный расчет по убытку и получил следующее:

Кредитная Машина «Киа РИО», возраст меньше одного года

Рынок 550 000 р. Ущерб без износа (по правилам) 325 000 р.

Гибель по правилам наступает при ущербе превышающем 357500 р.=550 000 ×0,65

То есть до «тотала» не хватает 32 500 р. = 357500 — 325 000

Будьте уверены, наковыряют еще что-нибудь по деталям или нормо-часам, пересчитают и признают машину тотальной, а потом поставят перед выбором страхователя, оставить или отдать годные остатки ТС.

По взаимоотношениям между страхователем и СК, касательно передачи годников, мы очень подробно писали в

Тем не менее, факт наступления гибели ТС всегда можно оспорить, а разницу в виде удержанного возмещения за годные остатки ТС добить предъявлением требований к СК о выплате УТС, при условии, что возраст ТС≤ 5 лет. Для машин эконом класса УТС будет где-то в пределах 50000 р., для среднего класса в пределах 100 000 р., выше в зависимости от модели и марки ТС. Если для Вас это актуально, и вы решили оставить годные остатки ТС себе или хотите знать, как поступить, чтобы не упустить выгоду, то без организации собственной экспертизы не обойтись,

Многие автомобилисты, тем более те, кто приобрел кредитное ТС в автосалоне и там же сделал КАСКО, обращаются в СК дистанционно и сразу эвакуируют машину с места ДТП в тот автосалон, в котором они приобретали её.

Если машина в залоге, отказаться от прав на нее страхователь не сможет, пока не погасит кредит. Поэтому Страховщик сначала выплачивает большую часть возмещения и человек гасит кредит, а потом забирает в банке ПТС. Автосалон в это время либо молчит, либо ведет диалог со страхователем, нацеленный на то, чтобы страхователь отказался от прав на ТС в пользу СК, с которой салон потом сам разберется (чаще всего автосалон просто молчит и по всем вопросам отправляет в СК).

Конечно, для многих клиентов такая схема удобна и они соглашаются, однако страховые умудряются не недоплачивать даже при условии отказа от прав на ТС. Действия СК в этом случае неправомерны, примером тому служат благодарности наших клиентов, в пользу которых мы регулярно отсуживаем у недобросовестных СК недоплаты, обращайтесь к нам за

А выгода для Страховщика состоит в том, что машина находится на хранении в автосалоне, который, по сути, является партнером СК, он же ремонтирует ТС на своей территории. На бумаге машина восстановлению не подлежит, но в реальности довести такую машину до ума можно без особого труда и затрат, учитывая возможности крупных автосалонов, с которыми в основном сотрудничают страховщики.

После восстановления, в том же салоне машинке подкрашивают губки и продают ее за более чем, выгодную цену, практически как новенький автомобиль (часто бывает так, что машине года даже нет), а новый покупатель ТС даже не подозревает, что покупает битое транспортное средство. Прибыль естественно пилится в заранее оговоренных пропорциях.

На первый взгляд такая выгода не так очевидна, отчасти мы с эти согласны, но поверьте, с точки зрения уплаты налогов и бухучета выгода для СК существенная.

Не верите, тогда попробуйте при передаче годных остатков ТС настоять на вписке в ПТС в графу новый собственник наименования страховой компании (вы же не хотите платить транспортный налог за не принадлежащее Вам ТС). Как минимум, представитель СК будет умолять на коленях этого не делать, как максимум кулачный бой со всеми вытекающими.

У Вас есть вопросы, вам необходима бесплатная юридическая консультация или экспертная помощь, вот

Машина восстановлению не подлежит, КАСКО нет, ОСАГО у виновника тоже нет

Данной ситуации не позавидуешь, особенно если виновником является человек с неустойчивым финансовым положением. Кстати, напоминаем, что если страховка ОСАГО есть, но виновник в нее не вписан, и любой отказ в выплате будет незаконным.

Если все-таки страховки нет, то для виновника ДТП наступают общие основания ответственности (1064 ГК), а к данным правоотношениям применяются исключительно нормы ГК РФ и потерпевший вправе подать иск о взыскании ущерба с виновника. Мы подробно раскрывали данную проблематику вот в

Здесь мы лишь кратко расскажем о МЕТОДОЛОГИИ при РАСЧЕТЕ РАЗМЕРА ущерба при ДТП:

Недавно Верховный суд распространил на отношения между потерпевшим и виновником ДТП по поводу возмещения ущерба применение ЕМ (ущерб с учетом износа, цены из справочника РСА). Но, эта позиция очень зыбкая, и в настоящий момент многие юристы и юридические компании уже начали обжаловать решения нижестоящих судов с целью дойти до ВС РФ и объяснить ему, что он не прав.

Но на это требуется длительное время, поэтому пока такие иски подаем без применения справочника по ценам РСА, требования заявляем без износа, для признания «тотала» применяем разные методики, но в основном, методику по ОСАГО, согласно которой машина восстановлению не подлежит, если стоимость ремонта ТС БЕЗ учета износа ≥ рыночной стоимости ТС на момент ДТП, а потом уточняем свою позицию уже непосредственно в судебном заседании.

Посудите сами, по ЕМ цены на запчасти и нормо-часы берутся из справочника, утверждаемого РСА (профессиональным объединением страховщиков), при этом никто Вам не скажет, какое отношение эта организация имеет к ценообразованию в нашей стране.

Ведь по ГК РФ у нас чистый рынок в ценообразовании, а сам ГК провозглашает полное возмещение вреда и убытков (с. 15 и 1064 ГК), т.е. без учета износа ТС.

Требования к отчету об оценке, прилагаемому к иску о взыскании ущерба:

Требования заявляйте без учета износа ТС, в любом случае, после подачи иска судья обозначит свою правовую позицию (с учетом или без износа надо взыскивать, по ЕМ или по рынку надо считать). Так, что у вас будет возможность уточнить требования в сторону уменьшения либо просить назначить судебку. При назначении судебной экспертизы судья сам поставит правильные вопросы экспертам. Если Вы в чем не разобрались и у Вас имеются вопросы, пожалуйста, задавайте их

Страховая компания, застраховавшая автомобиль по КАСКО, согласно договору, обязана выплатить полное возмещение ущерба, возникшего в результате ДТП. Для оценки стоимости восстановительного ремонта повреждений автомобиль доставляют на СТО, где автомеханики просчитывают смету на ремонт повреждений.

Предположим что стоимость ремонта составила 80%стоимости авто.
Согласно правилам страхования КАСКО под «Полной гибелью» (фактической или конструктивной - Тотал) понимается повреждение ТС, вследствие которого отсутствует техническая возможность выполнения ремонтно-восстановительных работ, обеспечивающих устранение повреждений, возникших в результате наступления страхового случая, или стоимость их выполнения превышает 75% страховой стоимости, за вычетом суммы амортизационного износа.


Таким образом, в силу условий договора страхования, автомобиль считается утраченным. Страховая принимает решение - тотал. Далее, оцениваются "годные остатки"- то, что осталось от машины.

В дальнейшем, возможны два пути развития событий. Некоторые страховые компании дают клиенту возможность выбрать приемлемый для него вариант возмещения убытков по «тоталу», а другие навязывают свою точку зрения.

Полная гибель - варианты получения страхового возмещения по КАСКО:



Первый вариант. Страховая компания выплачивает клиенту всю сумму согласно договору с вычетом франшизы и износа (если эти пункты предусмотрены в договоре КАСКО). Клиент оформляет свой отказ от годных остатков автомобиля и передает их страховой.

Второй вариант. Забрать годные остатки от автомобиля себе. Тогда проводится оценка стоимости годных остатков. На эту сумму уменьшается страховое возмещение. Все, что осталось от машины, можно продать в СТО, где это подлатают и снова продадут. Можно еще попытаться починить автомобиль самостоятельно, и тем избежать расходов на снятие и постановку на учет в ГАИ.

Вопрос от читателя:

«Добро дня Сергей. У меня к вам такой вопрос – недавно попали в серьезную аварию, на зимней дороге вынесло в кювет, благо мы практически не пострадали. Однако машина восстановлению не подлежит! Сработали подушки, кузов повело, двигатель пробило и т.д. и т.п ущерб очень большой! Так как автомобиль у нас новый то мы его страховали по полной страховке КАСКО, если он восстановлению не подлежит на какое возмещение можно рассчитывать? Очень переживаем с мужем, спасибо за ответ, Лариса »

Хорошо, что сами живы остались, а машина – наработаете другую, не переживайте это всего лишь металл! Ваш вопрос понятен, читайте дальше …


Давайте сначала подумаем, что значит — машина не подлежит восстановлению.

Это термин ввели страховые компании. Означает — что восстановление (ремонт) автомобиля нецелесообразно, так как стоимость ремонта будет превышать стоимость этого авто в нормальном состоянии. Обычно если сумма ремонта уже 70 – 80 % от стоимости, то страховая компания уже признает его не подлежащим восстановлению.

Нужно учитывать, что оценивается конкретный автомобиль, год его производства и пробег. То есть если авто не новое, то и стоить оно будет не как новое, а с поправкой на год производства и пробег. Именно от этого значения должен считаться и ущерб.

Читаем договор КАСКО

Вам реально повезло, что есть договор КАСКО. Вы восстановите практически всю сумму за автомобиль, с учетом процентов за износ. Тут то и нужно читать договор! Тут как раз и кроются подводные камни, причем в разных страховых компаниях они могут быть разные. Поэтому изначально при покупке и страховании авто надо тщательно выбирать надежную страховую компанию с большим стажем работы.

Так, например – когда я страховал машину, у меня черным по белому было написано – что в случае полного уничтожения авто (по каким – либо причинам, авария, поджог и т.д.), выплачивается полная сумма стоимости, минус 1,2% износа за каждый месяц страховки. То есть, если вы пользовались страховкой 10 месяцев минус 12% от стоимости авто! Практически у всех страховых компаний есть такая практика!

Однако, нужно быть на стороже, и как я всегда призываю — до заключения договора со страховой компанией читать весь договор от «корки до корки», а особенно «мелкий шрифт» и «выноски на полях».

Так у моего знакомого в полисе КАСКО написано – при наступлении полного уничтожения машины следующий расчет — за первый месяц износ считается 7% от стоимости, а последующие 1,5%, это очень много! Так если вы пользовались авто 10 месяцев, то – первый месяц 7% + (9 месяцев Х 1,5%)=20,5%! Только вдумайтесь, вам страховая компания не заплатит 20,5 процента от его цены! От 1 000 000 рублей вы недополучите 205 000 рублей. Это огромная сумма!!

Так что, Лариса, внимательно читайте договор, там реально все прописано.

Разбитый автомобиль

Многие задают вопрос – а что делать с автомобилем, который не подлежит ремонту? Оставлять в страховой компании?

Ребята нет! Нужно его забирать себе – ВЫ ЧТО!!! Подумайте сами, вы страхуете свою машину от урона, пусть от частичного или полного, ну и что, что она полностью уничтожена, вы же оплатили свою страховку, а поэтому эта куча металлолома – ВАША!

К чему я клоню – даже эта груда металла стоит денег, и причем не малых (особенно если у вас дорогая иномарка). Можно продать документы, а иногда это 15 – 20 % от стоимости авто, можно сдать оставшееся на запчасти, а это опять же 15 – 20 %. Да плюс страховка, вот вам и получается денег чуть больше, чем новая машина.

Однако мой вам совет пока все деньги не перечислили, даже не думайте продавать — разбирать автомобиль, или делать что-либо с его документами. Страховые компании хитрые и могут потребовать дополнительной экспертизы, например, через месяц после аварии. А у вас все авто разобрано! Так что ждите, не торопитесь!

В вашем случае, Лариса, нужно рассчитать износ, посмотрите договор, сколько у вас идет за месяц, если информации нет, то обратитесь в свою страховую. Если итоговая сумма будет намного занижена. Скорее всего так и будет. ТО тут простой ход – независимая экспертиза – далее суд – получение недостающей суммы. Все эти «хождения по мукам» не так страшны, как кажутся. И практически всегда оправданы. Решение таких вопросов через независимых экспертов и суд — это нормальная отработанная практика. И в большинстве случаев суд встает на сторону автовладельца. И последнее — обязательно забираем разбитый автомобиль себе.

Насчет того, что попали в аварию не беспокойтесь, конечно, если автомобиль восстановлению не подлежит — это неприятно и обидно, но думайте о хорошем — ЧТО ЖИВЫ ОСТАЛИСЬ! А это самое главное. Действуйте как я вам описал!

А на этом все, думаю я вам помог. Читайте наш АВТОБЛОГ!

5/5 (2)

Что делать, если кредитная машина разбита

ДТП само по себе — неприятное происшествие, которое несомненно связано с затратами и потерями. Если в аварию попадает автомобиль, который приобретен за счет кредитных средств, это печально вдвойне, ведь зачастую средства за него не погашены в полном объеме. В таком случае предусмотрен особый порядок действий.

При ДТП с участием автомобиля, приобретенного за счет кредитных средств, в первую очередь необходимо связаться с представителями страховой компании. Сотрудник организации приедет на место и зафиксирует происшествие.

Внимание! Не все работники страховых компаний самостоятельно выезжают на место ДТП. В этом случае может возникнуть множество вопросов. Чтобы избежать лишних проблем, стоит следить за правильностью оформления бумаг сотрудником ГИБДД. Важно, чтобы работник ДПС внимательно зафиксировал каждый факт, который привел к ДТП, а также отразил каждое повреждение транспортного средства.

После оформления ДТП необходимо потребовать от сотрудника государственной инспекции безопасного дорожного движения копию протокола, а также другие бумаги, которые составлялись на месте. Никто не вправе отказать в предоставлении документов пострадавшему или виновному в ДТП лицу.

Вся полученная документация предоставляется в любое подразделение страховой компании. Ее работники оценивают причиненный ущерб и возможность восстановления транспортного средства.

После проведения экспертизы составляется акт. О результатах оповещается владелец авто. Если он не согласен с решением эксперта, он имеет право самостоятельно провести независимую оценку в другой компании за счет собственных средств.

Во время приобретения автомобиля в кредит не отказывайтесь от страховки. В противном случае вам придется платить за восстановление машины при ее аварии самостоятельно. От обязательств по займу вас никто не освободит.

Когда машина признается не подлежащей восстановлению

Каждая страховая компания имеет право устанавливать свои критерии признания автомобиля непригодным к восстановлению. Обычно эти показатели приравниваются. В правилах КАСКО большинства организаций отражено три причины, при которых авто невозможно полностью восстановить.

К ним относятся:

  • амортизация по причине аварии транспортного средства на 70-80 процентов;
  • большая стоимость ремонта, которая превышает цену автомобиля или приравнена к ней;
  • отсутствие возможностей починить транспортное средство по техническим характеристикам, например, подобных запасных частей, которые требуется заменить, больше не выпускают.

Фактически страховые компании неохотно признают автомобили полностью утратившими работоспособность. К подобным можно отнести только те авто, которые по своему физическому состоянию после аварии больше не похожи на транспортное средство.

Важно! Страховые компании часто указывают в договоре при получении полиса КАСКО условия признания автомобиля неработоспособным. Это может сделать только уполномоченный сотрудник экспертной организации. В ином случае компенсации вы не получите.

Варианты развития событий

После проведения оценки остаточной стоимости транспортного средства, непригодного к дальнейшему использованию, страховая компания предлагает два варианта действий:

  • забрать останки автомобиля и получить уменьшенную сумму компенсации;
  • оставить останки автомобиля страховой компании и получить полную стоимость КАСКО.

Первый вариант подразумевает утилизацию транспортного средства. Возможно, от машины остались ценные запасные части, которые можно успешно продать. Здесь страхования компания произведет расчет суммы компенсации. Из полной стоимости полиса КАСКО будет вычтена остаточная сумма автомобиля, определенная экспертом. Клиент получит только часть платежа. Однако сможет самостоятельно распоряжаться останками автомобиля.

Второй вариант выгоден в том случае, если от автомобиля не осталось никаких полезных частей. Здесь страховая компания становится собственником ранее попавшего в ДТП транспортного средства. Клиент получает полную сумму, на которую приобретал полис КАСКО. Страховая компания принимает решение о возможности утилизации машины или ее перепродажи.

При выборе варианта стоит обратить внимание на сумму, в которую эксперт оценил убыток. Если цена максимально не соответствует реальным показателям, стоит воспользоваться вторым вариантом. Полученные средства вы сможете направить на погашение кредита.

Некоторые страховые компании торопят клиента с выбором варианта утилизации. Этого ни в коем случае не нужно делать. Подписывайте договор только после получения на руки результаты проведенной экспертизы.

Если эксперт говорит о том, что автомобиль можно восстановить, а стоимость страховки небольшая, то лучше забрать машину и самостоятельно заняться его реанимацией.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления о выплате страхового возмещения:

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Выплаты по ОСАГО

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим детали оформления ОСАГО, является Федеральный закон Российской Федерации N40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года.

Он определяет несколько положений, на которые следует обращать внимание:

  • для определения суммы компенсации проводится обязательная экспертиза;
  • для проведения экспертизы необходимо предоставить пакет документов;
  • по общим правилам экспертиза проводится в течение пяти рабочих дней с момента предоставления всех бумаг;
  • если сумму компенсации невозможно определить только на основании результатов осмотра пострадавшей машины, то назначается проведение дополнительной экспертизы автомобиля, виновного в ДТП;
  • для проведения экспертизы транспортного средства, виновного в ДТП, дается еще 10 рабочих дней;
  • если по вине клиента страховой компании, пострадавшего в аварии, провести экспертизу невозможно в установленную дату, процедура переносится;
  • при переносе дате проведения экспертизы допускается увеличивать срок проведения оценки сроком на 20 дней;
  • при попытке до проведения экспертизы восстановить транспортное средство, снять с него запасные части, произвести любые манипуляции с авто страховая компания оставляет за собой право отказать в предоставлении компенсации.

Учтите! В 2018 году масса страховых компаний лишилась лицензий на осуществление страховой деятельности. Это связано с обнаружением мошеннических действий со стороны их сотрудников по отношению к клиентам. Если ваша СК попала в категорию мошенников или просто по каким-либо причинам лишилась лицензии, при обнаружении страхового случая вы имеете право обратиться в РСА (Российский союз автостраховщиков).

Если виновный в дорожном транспортном происшествии скрылся с места аварии, стоит также обратиться в РСА за получением помощи в оформлении компенсации.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления в РСА:

По КАСКО

Отношения, которые возникают при приобретении полиса КАСКО, регламентированы двумя нормативно-правовыми актами:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации N4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» Основным ен от 27 ноября 1992 года.

Процедура получения компенсации по полису КАСКО мало чем отличается от оформления платежа по полису ОСАГО. Единственное отличие – это возмещение ущерба виновной стороне на всю стоимость полиса.

Согласно правилам КАСКО, существует два реальных случая, когда автомобиль признается погибшим:

  • стоимость ремонта превышает стоимость самого автомобиля или составляет 70-90 процентов от его первоначальной цены;
  • нет технической возможности произвести сервисное обслуживание, ремонт, например, из-за отсутствия необходимых запасных частей на российском рынке.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления о страховой выплате по КАСКО:

Если автомобиль признается полностью утратившим возможность его эксплуатации, страховая компания выплачивает компенсацию, предусмотренную договором КАСКО. Однако если автовладелец пожелает забрать останки авто, он получит сумму компенсации, уменьшенную на остаточную стоимость машины.

Сроки выплат

Сроки выплат по полисам ОСАГО и КАСКО описаны в договоре на страхование. Организация имеет право самостоятельно устанавливать предельный период, в течение которого будет принимать решение.

Чаще всего сроки таковы:

  • проведение экспертизы – 10 дней с момента принятия документации;
  • принятие решения о возможности начисления выплаты – 15 дней с момента принятия бумаг;
  • исчисление суммы компенсации – 10-15 дней с момента принятия решения о возможности предоставления компенсации;
  • оповещение о принятом решении, о возможности предоставления компенсации – 30 дней с момента принятия документов;
  • выплата компенсации материального вреда – 10 дней с момента принятия решения о начислении выплаты.

Таким образом, общий срок от подачи бумаг до получения суммы компенсации обычно равняется 40 дням. Но в некоторых случаях он увеличивается при необходимости проведения дополнительной экспертизы, а также в зависимости от внутренних правил компании.

Запомните! При выборе страховой компании обращайте внимание на предельные сроки предоставления компенсации.

Маленький период говорит о том, что сотрудники компании обманывают клиентов. Доверять результатам экспертизы нельзя. Большой период говорит о возможном возникновении проблем с получением компенсации.

Предельные сроки выплаты компенсации описаны в договоре со страховой компанией. При их нарушении клиент имеет право потребовать возместить сумму неустойки.

Кроме того, существует возможность согласовать их увеличение. Так зачастую и поступают страховые компании. Этого делать не стоит. Увеличение сроков происходит исключительно по взаимному согласию сторон. Если клиент не желает ждать дольше положенного времени, он претендует на получение суммы неустойки.

Посмотрите видео. Что делать при ДТП:

Как снять автомобиль с учета

Если кредитный автомобиль, пострадавший в ДТП, больше не может использоваться по его прямому назначению, после получения суммы компенсации от страховой компании необходимо снять его с регистрационного учета.

Для этого стоит обратиться в территориальное подразделение государственной инспекции безопасности дорожного движения с пакетом документов:

  • заявление на снятие с регистрационного учета транспортного средства в связи с его ликвидацией;
  • гражданский паспорт владельца транспортного средства;
  • бумаги, подтверждающие погашение штрафов;
  • технический паспорт на автомобиль;
  • результаты экспертизы о признании машины непригодной к эксплуатации.

Уплачивать государственную пошлину при этом не нужно. После того как автомобиль будет снят с регистрационного учета, транзитные номера остаются на руках у владельца. В ПТС указывается информация о невозможности использования машины по ее прямому предназначению.

После снятия автомобиля с регистрационного учета собственник больше не обязан уплачивать транспортный налог. На его имя не могут поступить штрафы ГИБДД. По факту, ответственности за автомобиль больше нет.

Что получает банк

Если в дорожно-транспортном происшествии пострадал автомобиль, приобретенный за счет кредитных средств, процедура выплаты компенсации немного меняется. По факту, кредитный автомобиль – это собственность банка, поэтому и отношения по договору у страховой компании возникают именно с банком.

Представитель кредитной организации решает дальнейшую судьбу утилизационного автомобиля. Он может оставить машину себе или потребовать полную сумму компенсации, предусмотренную договором. Зачастую второй вариант наиболее приемлемый, так как банку нет необходимости распоряжаться «хламом». Это не в его компетенции.

Внимание! Процедура получения компенсации за кредитный автомобиль, пострадавший в аварии, следующая:

  • составление необходимой документации сотрудником ГИБДД;
  • сбор документации и ее предоставление владельцем авто;
  • проведение оценки и принятие решения о возможности предоставления компенсации;
  • оповещение о принятом решении сотрудников банковской организации;
  • принятие решения о последующей судьбе разрушенного автомобиля фактическим владельцем авто – кредитной организацией;
  • перечисление денежных средств на кредитный счет заемщика, направленных на погашение долга.

До зачисления суммы компенсации заемщик обязан исправно вносить сумму по кредиту. Иначе банк имеет право избрать меры воздействия, например, штрафные санкции, пени. В результате сумма кредита увеличивается.

После перечисления компенсации сумма кредита пересчитывается. Зачастую заемщик еще остается должен уплатить проценты банку. Поэтому при заключении кредитного договора необходимо предусматривать возможность досрочного погашения. При этом процентная ставка остается прежней, однако после внесения всей полученной суммы от банка, нет необходимости уплачивать проценты за неиспользованные дни.

Если вы успели погасить часть кредита за машину, сумма компенсации зачастую превышает реальную стоимость займа. В этом случае вам потребуется написать заявление на предоставление излишков.

Дорожно-транспортное происшествие – серьезная проблема для любого водителя. Но, пожалуй, нет более неприятной ситуации, чем полная гибель автомобиля . Невозможность восстановить транспортное средство доставляет его владельцу множество хлопот.

К счастью, негативные последствия такой аварии отчасти сглаживаются страховыми выплатами, которые можно получить от договоров страхования ОСАГО и КАСКО.

○ Полная тотальная гибель автомобиля.

Согласно п. «а» ст. 18 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО», полная гибель – это ситуация, при которой отремонтировать транспортное средство либо нельзя, либо можно, но сумма затрат при этом будет равна стоимости самого автомобиля или превысит ее. Признать машину таковой сразу невозможно, поскольку определение требуемых затрат на восстановление навскидку крайне сложно: нужны подробные расчеты. Однако тотальная гибель автомобиля вовсе не означает уничтожение всех запчастей. При этом наличие уцелевших деталей не покрывается данный понятием: важна конструктивная целостность авто.

○ Как рассчитывается сумма выплат?

Страховая компания, с который заключен договор КАСКО или ОСАГО, должна самостоятельно рассчитать сумму выплаты при полной гибели транспортного средства. Производятся математические действия по определению размера выплат в соответствии с Положением о правилах ОСАГО, принятым Приказом Банка России от 19.09.2014 № 431-П. Согласно п. 4.12 указанного акта, взыскивается действительная стоимость автомобиля на день наступления страхового случая (естественно, до аварии) за вычетом стоимости годных остатков, то есть деталей, которые могут продолжать эксплуатироваться при прочих работающих механизмах. Данная формула кажется легкой только на первый взгляд, поскольку в ней много подводных камней.

Одна из важнейших деталей в расчете полагающихся выплат по страховке – стоимость годных остатков. Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденное Приказом Банка России от 19.09.2014 № 432-П, в п. 5.1 предъявляет к таким деталям рад требований, которым они должны соответствовать:

  1. Отсутствие повреждений, нарушающих целостность и товарный вид, и работоспособное состояние.
  2. Отсутствие изменений конструкции и иных параметров, не предусмотренных производителем.
  3. Отсутствие следов предыдущего ремонта (в частности, шпатлевания, рихтовки).
  • «Пункт 5.5 Положения о единой методике расчетов:
  • Сго = Ц * КЗ * КВ * КОП * ∑ i = 1 N C i 100
  • где:
  • Ц - стоимость транспортного средства в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;
  • КЗ - коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;
  • КВ - коэффициент, учитывающий срок эксплуатации транспортного средства на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали;
  • КОП - коэффициент, учитывающий объем (степень) механических повреждений транспортного средства;
  • Сi - процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства, %;
  • n - количество неповрежденных элементов (агрегатов, узлов).»

Кроме того, важно учитывать затраты на демонтаж, устранение незначительных дефектов, хранение и продажу деталей. Уточнения для расчета содержатся и подробно разъясняются в п.п. 5.6 – 5.9 Положения. Для расчета выплат по страховке КАСКО существенных особенностей нет. Единственным отличием могут быть дополнительные условия, применяемые в страховой компании, которые в обязательном порядке должны не ухудшать правила, предусмотренные для ОСАГО.

○ Занижение суммы выплат страховой компанией.

Страховые компании, к сожалению, нередко прибегают к не самым честным расчетам, благодаря которым сумма, подлежащая выплате, заметно уменьшается. Делается по одной простой причине: если автомобиль не будет признан полностью погибшим, выплаты на ремонт станут значительно выше. Кроме того, согласно п. 1.13 Положения о правилах ОСАГО, договор страхования прекращает свое действие при гибели авто, что также выгодно компании, так как восстановленная после тяжелого повреждения машина с высокой долей вероятности снова испытает технические проблемы.

Занижение суммы выплат напрямую зависит от стоимости ремонта машины: чем выше последний показатель, тем ниже первый. Увеличение предполагаемых расходов на восстановление достигается различными способами. Самый распространенный способ – годные остатки автомобиля признаются не подлежащими ремонту. Еще один вариант - изменения в формуле расчета их стоимости. Также стразовые компании могут манипулировать с рыночной стоимостью транспортного средства в состоянии, предшествующему аварии. Страховщики стараются сделать упор на высокий износ автомобиля, который, в частности, касается шин, рулевых механизмов, а также иных узлов, влияющих на эксплуатацию машины.

Чаще всего действия страховых компаний направлены на обман страхователей. Избежать таких ситуаций позволят собственные расчеты стоимости годных остатков и рыночной стоимости автомобиля. Это можно осуществить как лично, так и посредством экспертизы, которую осуществляют различные фирмы и специалисты. Кроме того, нужно обязательно спрашивать все подробности, касающихся расчетов страховщика, документы и пояснения к ним. Если ошибка найдена, но страховая компания настаивает на правоте, придется решать спор в судебном порядке.

○ Полная тотальная гибель автомобиля по ОСАГО.

Страховые выплаты по ОСАГО имеют установленный законом предел. Согласно пп. «б» ст. 7 ФЗ «Об ОСАГО», максимальный размер выплачиваемой суммы не может превышать 400 тысяч рублей. Рассчитывается он в зависимости от уплаченной страхователем премии при заключении договора. Ее размер, согласно Указанию Банка России от 19.09.2014 № 3384-У, зависит от следующих факторов:

  1. Тип транспортного средства. В зависимости от его категории, а также назначения минимальные и максимальные суммы могут заметно различаться.
  2. Коэффициент страхового тарифа. Он зависит от региона и населенного пункта, в котором зарегистрирован автомобиль.

В случаях, когда ущерб превысил сумму, выплаченную страховщиком, необходимо обратиться к виновнику ДТП за взысканием оставшейся части. Годные остатки транспортного средства остаются у собственника, который может их продать. Судьба автомобиля (кузова и остальных частей, не подлежащих восстановлению) решается владельцем: он может как передать его страховой компании, так и оставить себе.

Подпункт «а» части 16.1 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:

  • «Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае полной гибели транспортного средства».

О несогласии с так называемым признанием «тотала» или с суммой, которая подлежит выплате по ОСАГО, нужно обратиться, в первую очередь, к самому страховщику и постараться урегулировать споры по ситуации. Если страховая компания не идет на мировую, решается конфликт только в судебном порядке.

○ Полная тотальная гибель автомобиля по КАСКО.

Порядок страховых выплаты по КАСКО при гибели автомобиля несколько иной. Отличия возникают из самой сути договора, поскольку транспортное средство страхуется на определенную сумму (от нее зависит также размер уплачиваемой премии). Кроме того, КАСКО учитывает износ: за каждый месяц он увеличивается примерно на 1%. В каждой страховой компании предлагаются собственные условия признания «тотала». Определяется он процентом от страховой суммы. Большинство проверенных российских страховщиков устанавливает порог в 60-80%. Иными словами, если машина застрахована, к примеру, на 1 млн рублей, полная гибель при ставке в 60% констатируется при стоимости ремонта в 600 тысяч рублей. Вариантов расчета выплат при полной гибели машины два:

  1. Выплата без учета годных остатков. Стоимость пригодных к эксплуатации деталей рассчитывается также, как и для договоров ОСАГО. Автомобиль при этом остается у страхователя.
  2. Выплата с учетом годных остатков. Страховая компания получает в собственность все сохранившиеся конструктивные элементы (как правило, со всем автомобилем), но выплачивает страхователю полную сумму с учетом износа.

Порядок признания «тотала» по КАСКО аналогичен ОСАГО: расчетами занимаются страховые эксперты. Естественно, они могут пытаться занизить стоимость ремонта, чтобы выплатить не полную страховую сумму, а лишь часть. Избежать занижения выплат можно посредством производства собственных расчетов либо привлечения специалистов. Если после передачи альтернативных сведений о стоимости ремонта страховая компания не согласна идти на мировую, свои интересы придется отстаивать в суде.

○ Судебная тяжба со страховой.

Подача искового заявления в суд в отношении страховой компании происходит в следующих случаях:

  1. Отказ от признания полной гибели транспортного средства.
  2. Занижение страховых выплат при признании полной гибели.
  3. Неправомерное приобретение или продажа автомобиля (его годных остатков) при признании полной гибели.
  4. Признание полной гибели при отсутствии на то оснований.

Каждый из случаев, как правило, возникает, когда страховая компания стремится снизить размер страховых выплат. Чтобы начать разбирательство, в районный суд нужно подать следующий пакет документов:

  1. Исковое заявление. Если истец обладает юридическими знаниями, то может составить его самостоятельно, соблюдая требования, предусмотренные ст. 131 ГПК РФ. В противном случае стоит обязательно обратиться к профессиональным юристам. Обязательно нужно привести все расчеты (можно либо в самом заявлении, либо в приложении к нему), а также указать сумму иска.
  2. Копия квитанции об оплате госпошлины. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, в данном случае размер пошлины будет зависеть от суммы, которую истец требует от ответчика. Важно, что размер иска – это не стоимость автомобиля, а именно причитающаяся его владельцу страховая выплата.
  • Пункт 1 часть 1 статьи 333.19 НК РФ определяет размеры пошлины следующим образом:
  • «до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;
  • от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;
  • от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
  • от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;
  • свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей».
  1. Копии документов, подтверждающих право собственности на автомобиль. Главным образом, это свидетельство о регистрации, однако настоятельно рекомендуется приложить также технический паспорт, справку-счет и договор купли-продажи.
  2. Копия паспорта с 2 по 5 страницы.
  3. Копия договора страхования. В зависимости от содержания иска и ответчика, это могут быть КАСКО и ОСАГО как вместе, так и один из них.
  4. Копии актов обследования автомобиля страховыми экспертами. Перед тем, как осуществить выплату, страховщик должен представить страхователю все расчеты, а также иные документы, касающиеся оценки повреждений.
  5. Копии документов, подтверждающих наступление страхового случая. К ним можно отнести судебные решения, протоколы ДТП, а также любые другие официальные документы, которые дают понятие об аварии.
  6. Заключение компании или специалиста, проводивших экспертизу. Данный документ прилагается только в случае, если страхователь провел собственными силами экспертизу, прибегнув к помощи специалистов.

Страхователь должен по сути доказать два факта: правоту своих расчетов и неправоту расчетов или позиции страховщика. Основываться доводы сторон могут на математических или фактических ошибках, поэтому требуется до судебного разбирательства подробно изучить расчеты страховой компании и еще раз проанализировать собственные. Если возникают сомнения в достоверности расчетов обеих сторон, суд может назначить независимую экспертизу. Компанию, которая будет ее проводить, выбирается по согласованию со сторонами, но если их мнения различаются, то судья сам выбирает фирму. Если страхователь выигрывает дело, ему причитаются выплаты по его расчетам, а также все затраты на судебное разбирательство, если страховщик – сумма остается неизменной (естественно, затраты также возмещаются, но уже истцом).