Механизм переключения передач уаз буханка. Все,что необходимо знать про кпп и раздаточную коробку уаза. Причины возникновения поломок

Разборка механизма переключения автомобилей семейства УАЗ–31512 (рис. 8)

Рис. 1. Механизм переключения передач автомобилей семейства УАЗ–31512

Разборку проводите в следующем порядке:

Рис. 2. Извлечение заглушек отверстий штоков

1. Отверните четыре винта опоры рычага переключения и снимите опору с рычагом и поджимной пружиной (эта операция делается перед снятием всего агрегата с автомобиля).

2. Извлеките три заглушки отверстий штоков с одной стороны крышки (рис. 2).

Рис. 3. Выпрессовка штоков вилок переключения

3. Отверните пробку гнезда фиксатора штока I и II передач и выньте пружину и шарик.

4. Расшплинтуйте и выверните стопорные винты вилок.

5. Выпрессуйте штоки (рис. 3) вилок переключения через отверстия в крышке, где сняты заглушки, и снимите вилки.

При выпрессовке штоков III и IV передач и заднего хода не потеряйте шарик фиксатора, выбрасываемый пружиной.

6. Выньте пружины и шарики фиксаторов штоков.

7. Выньте два замочных плунжера через отверстие фиксатора I и II передач.

8. Отверните три винта и снимите крышку предохранителя и возвратную пружину.

9. Выдвиньте плунжер предохранителя наружу, снимите стопорное кольцо и выньте плунжер. При этом придерживайте от выпадения шарик фиксатора плунжера.

10. Выньте пружину и шарик фиксатора.

Рис. 4. Механизм переключения передач автомобилей семейства УАЗ–3741

Разборка механизма переключения автомобилей семейства УАЗ–3741 (рис. 11)

1. Извлеките три заглушки отверстий штоков в одном из торцов крышки (см. рис. 9).

2. Расшплинтуйте и выверните винты стопорения вилок.

3. Отверните пробку гнезда фиксатора штока I и II передач и выньте пружину и шарик фиксатора.

4. Выпрессуйте штоки (см. рис. 10) через отверстия в крышке, где сняты заглушки, и снимите вилки. При выпрессовке штоков III и ГУ передач и заднего хода не потеряйте шарик фиксатора, выбрасываемый пружиной.

5. Выньте пружины и шарики фиксаторов штоков; выньте два замочных плунжера через отверстие фиксатора I и II передач.

6. Отверните гайку и снимите со шлицев рычаг 22 (см. рис. 11),

7. Выбейте вниз штифт 24 крепления оси рычага 23 и выньте ось вместе с рычагом выбора.

8. Отверните гайку и снимите рычаг 16.

9. Отверните три болта, снимите крышку 15 сальника и выньте пружину. Опустив вал 10 с муфтой 12 и двумя шайбами, выньте вал через боковую полость крышки. Перед снятием рычагов 22 и 16 заметьте взаимное положение рычагов на валиках для того, чтобы установить рычаги в прежнее положение.

Разборка механизма управления переключением передач автомобилей семейства УАЗ–3741

Разборку производите в следующем порядке:

Рис. 5. Механизм управления переключением передач автомобилей семейства УАЗ–3741

1. Отсоедините тяги 8 и 11 (рис. 5) от рычагов 9 и 10.

2. Отверните тяги 5 и 14 от рычагов 6 и 13.

3. Отсоедините кронштейн 12 промежуточных рычагов.

4. Снимите кронштейн механизма вместе с рычагом 1 переключения передач.

5. Промойте детали механизма управления.

6. Выявите внешним осмотром износы в рычагах и тягах.

7. Замените изношенные детали.

Сборка механизма управления переключением передач автомобилей семейства УАЗ–3741

Сборку механизма производите в порядке, обратном разборке. После сборки произведите регулировку механизма управления коробкой передач.

Регулировку производите изменением длины горизонтальных – 8,11 (см. рис. 5) и вертикальных – 5, 14 тяг в следующем порядке:

1. Перед началом регулировки рычаг 9 установите в нейтральное положение (N), а рычаг 10 – в положение III–IV до упора в блокирующую пружину.

2. Рычаг 1 переключения передач поставьте в положение, соответствующее выбору передач I и II. В этом положении соедините и закрепите тяги выбора 8 и 14, не допуская подтягивания рычагов.

3. После этого рычаг I поставьте в положение, соответствующее выбору передач III и IV и также свободно подсоедините тяги переключения 5 и 11.

4. По окончании регулировки проверьте полноту включения передач. Для этого включите первую передачу и убедитесь, что тяги и рычаги не упираются в соседние детали.

Такую же проверку произведите, включив задний ход. При этом обратите внимание на то, чтобы промежуточный рычаг 6 не упирался в поперечину рамы и брызговик.

При включенном заднем ходе зазор между ними должен быть 2–3 мм.

Сборка механизма переключения передач автомобилей семейства УАЗ–3741

Рис. 6. Установка уплотнительного кольца крышки вала переключения

1. Установите резиновое уплотнительное кольцо (рис. 6) в крышку сальника вала переключения.


Если переключение передач жесткое или неточное, возможно, причина этого кроется в тяге переключения передач. В этом случае рекомендуется снять тягу переключения передач, проверить на износ и повреждения и после смазки всех шарнирных соединений установить тягу на место. На некоторых ранних моделях автомобилей при необходимости можно отрегулировать длину тяги переключения передач. Однако эта регулировка предназначена для начальной установки тяги (при замене тяги на новую или если длина тяги не соответствует норме) и не предназначена для компенсации износа в процессе эксплуатации.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Поднять переднюю часть автомобиля и зафиксировать на подставках.
2. Измерить длину тяги переключения передач между центрами, которая должна составлять 246,0 мм. Если длина тяги не соответствует норме, то необходимо ослабить контргайку и снять наконечник тяги с шарового шарнирного соединения с рычага на коробки передач. Вращать наконечник тяги до получения расстояния между центрами тяги, равного 246,0 мм, затем соединить наконечник тяги с шаровым шарнирным соединением и затянуть контргайку.
3. Проверить, что механизм переключения передач правильно отрегулирован и рычаг переключения передач в нейтральном положении занимает требуемое положение.

Сборку механизма переключения передач автомобилей семейства УАЗ-31512 проводите в следующем порядке:

  1. Установите резиновое уплотнительное кольцо (рис. 114) в крышку сальника вала переключения.

    Рис. 114. Установка уплотнительного кольца крышки вала переключения

  2. Установите резиновое уплотнительное кольцо в отверстие под ось избирательного рычага 23 (см. рис. 105).


    Рис. 105. Механизм переключения передач автомобилей семейства УАЗ-3741:
    1-шток вилки включения заднего хода; 2-вилка заднего хода; 3-шток вилки включения III и IV передач; 4-вилка III и IV передач; 5-вилка I и II передач; 6-шток вилки включения I и II передач; 7- шплинт-проволока; 8 -заглушка; 9-шайба; 10-вал переключения передач; 11-боковая крышка; 12-муфта переключения передач; 13-блокирующая пружина; 14-прокладка; 15-крышка сальника; 16-рычаг переключения; 17-пробка; 18,20-пружины фиксатора; 19-замочный плунжер; 21-шарик фиксатора; 22-рычаг выбора передач; 23-избирательный рычаг; 24-штифт; 25-выключатель фонаря заднего хода; 26-заглушка

  3. Установите на вал переключения муфту (рис. 115), упорную шайбу, упорную чашку пружины и пружину. Вставьте вал в корпус боковой крышки и установите крышку сальника с прокладкой, закрепите крышку тремя болтами.


    Рис. 115. Сборка вала переключения передач

  4. Установите избирательный рычаг в сборе с осью (рис. 116) в корпус крышки так, чтобы рычаг вошел в паз муфты переключения. Застопорите рычаг штифтом, который забейте снизу.
  5. Переверните боковую крышку обработанным фланцем вверх и вставьте в гнезда фиксаторов пружины и шарики штока III и IV передач и штока заднего хода с помощью оправки (см. рис. 113).


    Рис. 113. Приспособление для сборки штоков и фиксаторов:
    а-сборка фиксатора; б-установка штока

  6. Установите вилку заднего хода на шток со стороны, противоположной фиксатору, и, утопив шарик фиксатора (рис. 117) в корпус крышки с помощью оправки (см. рис. 113), установите шток в нейтральное положение. Так последовательно соберите все штоки (рис. 118) и вилки. Между штоками установите замочные сухари.


    Рис. 117. Сборка штока и вилки заднего хода


    Рис. 118. Сборка штока и вилки переключения III и IV передач

  7. Закрепите вилки на штоках коническими болтами и зашплинтуйте их проволокой (рис. 119), которая не должна мешать перемещению вилок. При креплении вилок рычаг муфты переключения должен находиться в пазу вилок.


    Рис. 119. Шплинтовка проволокой болтов, крепящих вилки:
    1-болт; 2-шплинт-проволока

  8. Вставьте шарик и пружину фиксатора в отверстие штока I и II передач и заверните пробку. При этом имейте в виду, что пружина фиксатора штока I и II передач в свободном состоянии длиннее двух других пружин фиксаторов штоков.
  9. Установите шесть заглушек в торцевые отверстия корпуса крышки, заглушку в отверстие для вала переключения и расчеканьте их.
  10. Установите рычаги выбора и переключения (рис. 120) на шлицы валов и закрепите их гайками с пружинными шайбами.


    Рис. 120. Установка наружных рычагов выбора и переключения

Правильность положения рычагов проверяется при нейтральном положении шестерен в коробке передач после установки механизма переключения на коробку передач в соответствии с рис. 121.


Рис. 121. Положение рычага выбора и рычага переключения после установки механизма на коробку передач:
А-соответствующее заднему ходу; Б-соответствующее включению III и IV передач; В-соответствующее включению I и II передач;
1-рычаг выбора; 2-рычаг переключения (в нейтральном положении)

Механизм переключения передач четырехступенчатой полусинхронизированной автомобилей семейства УАЗ-452 смонтирован в боковой крышке коробки передач. Вилки переключения передач крепятся к штокам при помощи конического винта шплинтуемого проволокой.

Передвижение вилок при переключении передач происходит вместе со штоками, которые имеют гнездо для стопорного винта и канавки для фиксаторов и замочного устройства. Средний шток имеет, кроме того, промежуточный штифт замочного устройства. При включении одной из передач шток перемещается и стержнем через сухари запирает соседние штоки.

Таким образом, каждый из оставшихся штоков закрыт замочным сухарем и не может быть выведен из нейтрального положения до тех пор, пока ранее переключенный шток не будет возвращен в нейтральное положение. Этот же замок препятствует одновременному включению двух передач.

Вилки в нейтральном положении и в положениях при включенных передачах фиксируются шариками. Для переключения вилок служит муфта с рычагом, посаженная на шлицах вертикального валика. Головка рычага муфты входит в пазы вилок. Муфта может перемещаться по валику в осевом направлении. При вращении валика муфта поворачивается и ее рычаг передвигает ту или иную вилку.

При этом в крайнем верхнем положении муфта соединяется с вилкой первой и второй передач, в среднем положении - с вилкой третьей и четвертой передач, крайнем нижнем положении - с вилкой заднего^хода. Среднее положение муфты фиксируется упором муфты в шайбу, в которую упирается пружина. Чтобы муфта заняла крайнее нижнее положение, нужно приложить дополнительное усилие для сжатия пружины. На внешнем конце валика нарезаны шлицы и резьба для установки рычага переключения передач.

Для передвижения муфты вверх и вниз служит рычаг управления, который вращается на валике и входит в паз муфты. Наружный конец валика имеет шлицы и резьбу для крепления наружного рычага. Валики уплотняются резиновыми кольцами круглого сечения.

Наружные рычаги управления и переключения на одном конце имеют шлицевое отверстие, а на другом - отверстия, в которые вставлены резиновые подушки с латунными втулками. При установке на шлицы рычагов управления и переключения допускается отклонение от положений в пределах 5 градусов в любую сторону.

Положения наружных рычагов переключения передач.

Этот механизм состоит из двух рычагов - управления и переключения, вращающихся во взаимно перпендикулярных плоскостях. Оба рычага установлены в кронштейн, который крепится к кабине. На конце длинного плеча рычага управления выполнено отверстие для присоединения тяги, на конце короткого имеется вилка, в которую входит рычаг. В среднем положении рычаг фиксируется шариком фиксатора.

Рычаг переключения одним концом соединяется с тягой, другим - с главным рычагом переключения передач при помощи вильчатого выступа с отверстиями. Главный рычаг установлен на оси, ввертываемой в тело рычага переключения. Ось стопорится контргайкой. Шарнир главного рычага переключения защищен от пыли уплотнителем из полиэтилена, закрывающим отверстие в коробе воздуховода кабины. Края отверстия уплотнены поролоном, прижатым стальной обоймой.

Главный рычаг сначала поворачивается относительно рычага переключения в поперечном направлении и после этого поворачивается только с рычагом переключения, включая нужную передачу. К рычагу управления крепится вертикальная тяга при помощи пальца, шплинта, плоской и пружинной шайб. Рычаг переключения соединен с вертикальной тягой пальцем и шплинтом.

Нижние концы обеих тяг имеют резьбу, позволяющую изменять их длину. Для регулировки длины тяг на их резьбовые концы надеты пальцы застопоренные двумя гайками. Отвинчивая или завинчивая гайки, можно изменять длину тяг, не разбирая соединения.

Цилиндрические части пальцев с квадратными головками соединяются с промежуточными рычагами с помощью шплинтов, плоских и пружинных шайб. Узел промежуточных рычагов установлен на второй поперечине автомобиля. Все промежуточные рычаги установлены на одну ось: верхний промежуточный рычаг управления — при помощи накатки, нижний промежуточный рычаг управления закреплен радиальным штифтом, промежуточный рычаг переключения - свободно на бронзовой втулке. В оси сделаны отверстия для подачи смазки.

Промежуточные рычаги с рычагами соединены горизонтальными тягами противоположные концы которых соединяются с рычагами коробки передач с помощью пальцев с квадратными головками.

Работа механизмов управления и переключения передач коробки передач УАЗ-452.

Рычаг в кабине может перемещаться в двух плоскостях - параллельно оси автомобиля и перпендикулярно ей. При движении этого рычага перпендикулярно оси автомобиля нижний его конец передвигает рычаг управления и через систему тяг и промежуточные рычаги вводит муфту переключения в нужное положение.

При движении горизонтальной тяги назад, муфта переключения соединяется с вилкой первой и второй передач, при движении вперед - с вилкой заднего хода.

При движении рычага в кабине в направлении, параллельном оси автомобиля, происходит переключение передачи, выбранной предшествовавшим движением. Рычаг управления механизма управления остается неподвижным, а вращается только рычаг переключения.

Регулировка механизмов управления и переключения передач коробки передач УАЗ-452.

Механизм управления и механизм переключения передач после регулировки должны обеспечивать правильную работу коробки передач и удобство работы водителя. Порядок регулировки следующий:

— Установить рычаги на крышке коробки передач в нейтральное положение.
— Изменяя длину горизонтальных тяг, установить промежуточные рычаги так, чтобы их нижние плечи были направлены вертикально вниз.
— Изменяя длину вертикальной тяги управления, установить на фиксатор рычаг управления механизма.
— Затем подобрать длину вертикальной тяги переключения так, чтобы рукоятка рычага в кабине находилась в среднем положении между щитком и капотом.
— Надежно закрепить гайки тяг.

Последовательным включением первой передачи и передачи заднего хода надо проверить правильность регулировки привода. При этих положениях тяги и промежуточные рычаги не должны упираться в соседние детали. Рычаг в кабине не должен близко подходить к щитку приборов или капоту настолько, чтобы не повредить руки водителя. Включение передач в коробке передач должно быть полным, то есть шток включения должен стать на фиксатор.