Аварии на воздушном транспорте. Правила поведения при транспортных авариях Что делать при пожаре в салоне самолета

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причи­нам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случа­ются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необхо­димое оборудование.

В отличие от автомобиля самолет, налетая на стационарное соору­жение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавлива­ется, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются резким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, ког­да самолет сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение мизерны.

В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку. При ее под­готовке (схема 58) нужно немедленно освободить проходы и занять ме­ста в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикальное положение. Кроме того, необходимо снять очки, зубные протезы, вы­нуть из внутренних карманов острые предметы (авторучки, ножи, за­жигалки), снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и рас­стегнуть воротник. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные рем­ни. По команде бортпроводника «Внимание посадка!» следует накло­ниться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета (рис. 23).

После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации. Для экстренного покидания самолета пассажирами и эки­пажем используются все основные и запасные двери, а также аварий­ные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства откры­вания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной систе­мы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятка­ми сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках). В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде, и не мешают открытию люков и вы­ходу пассажиров.

При покидании своего кресла не берите с собой багаж, взятый на борт в качестве ручной клади. Это диктуется мерами безопасности, так как вполне вероятно, что некоторые предметы в вашей сумке имеют ос­трые углы и края. Это может явиться причиной повреждения и сдувания надувного спасательного трапа, что приведет, в свою очередь, к травмам, а возможно и к гибели пассажиров, ожидающих своей очере­ди на эвакуацию.

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скоро­сти эвакуации (рис. 24, 25).

Старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труд­норасплавляемых материалов;

Продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасатель­ным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолет;

При каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер;

Знайте, какую фиксированную позу вам нужно занять при аварийной посадке; следите, что происходит за бортом самолета; если все указывает на то, что авария не­избежна, займите нужную позу;

Знайте, где на самолете расположены выходы и как они открываются.

При декомпрессии, т.е. разрежении воздуха в салоне самоле­та в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и тума­ном. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воз­дух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглу­шительного рева (уходит воздух). В этом случае (схема 59), не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь ока­зать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

Вынужденная посадка

Самолета на сушу

И аварийная эвакуация

Подавляющее большинство аварий, происходящих на земле, относятся к таким, где возможно спасение, так как они обычно происходят при посадке или


взлете, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а скорость относи­тельно небольшая. Более того, они, как правило, случаются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование.

В отличие от автомобиля, самолет, налетая на стационарное сооружение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавливается, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются рез­ким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, когда само­лет сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение мизерны.

В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку, которая вполне вероятна в без­людной местности. При этом, если по­зволяют условия и самолет управляем, стараются сесть на относительно ровную местность без препятствий, а в крайних случаях и на лес. Травматизм и число жертв при этом возрастают, а если самолет разваливается не сразу и не горит, то шансы на спасение повышаются.

Для экстренного покидания самолета пассажирами и экипажем используются все основные и запасные двери. В зави­симости от конкретно сложившихся ус­ловий для этой цели могут быть исполь­зованы все выходы и разломы в фюзе­ляже. На самолете, где крыло располо­жено в нижней части фюзеляжа, есть аварийные выходы на крыло (Ил-62, Ту-154, Ту-134, Як-40, Як-42). На са­молете с расположением крыла в верхней части фюзеляжа аварийные выходы рас­положены у крайних кресел пассажир­ского салона. На этих самолетах аварий­ными выходами для пассажиров являются и грузовые люки (Ан-24). На Як-40 и Як-42 аварийными выходами могут слу­жить выпускные трапы в хвостовой части фюзеляжа, если самолет приземлился с выпущенными шасси.

Как правило, аварийные выходы рас­положены с левой и правой сторон фюзеляжа. Все выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания выходов имеют заметную на расстоянии маркировку, которая облегчает их обна­ружение. Все надписи освещаются изнут­ри независимо от основной системы ос-


вещения и включаются вручную из ка­бины экипажа.

Все аварийные выходы, в том числе аварийные выходы экипажа, представляют собой двери или люки, расположенные в наружной стенке фюзеляжа и открываю­щиеся как изнутри, так и снаружи, за исключением аварийных выходов, выпол­ненных в виде форточек, и верхних люков в потолочных нишах кабины эки­пажа, открывающихся только изнутри ка­бины. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятками сделано простым, заметным и не требующим больших уси­лий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках) изнутри и снаружи. Аварийная эвакуация из отечественных самолетов Як-42, Ту-134, Ту-154, Ил-62, Ил-86 должна про­изводиться как показано на рисунках 15-19.

В местах расположения аварийных вы­ходов на крыло проходы между креслами сделаны шире и не мешают открытию люков, их выбрасыванию наружу и вы­ходу пассажиров на крыло.

При подготовке к вынужденной посад­ке нужно немедленно освободить прохо­ды и занять места в своих креслах, спинки которых следует привести в вер­тикальное положение. Кроме того, необ­ходимо снять очки, зубные протезы, вынуть из внутренних карманов острые предметы, авторучки, ножи, зажигалки, снять обувь на высоких каблуках, осла­бить галстук и расстегнуть воротник ру­башки, а также тесную одежду. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные ремни. За несколько секунд до посадки бортпровод-"ник обычно подает команду: "Внимание, посадка!" По этой команде следует на­клониться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки само­лета (рис. 20).

Следует учесть, что команды бортпро­водника иной раз может и не последо­вать, поэтому следите за приближением земли через иллюминатор и самостоятель­но принимайте изготовочную позу.

После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации.


Рис. 15. Аварийная эвакуация из самолета Як-42.


Рис. 16. Аварийная эвакуация из самолета Ту-134.


Рис. 17. Аварийная эвакуация из самолета Ту-154.


Рис. 18. Аварийная эвакуация из самолета Ил-62.


Рис. 19. Аварийная эвакуация из самолета Ил-8б.






Схема спасения ре­бенка при аварии: по­перек груди родителя к диагональном на­правлении.

При покидании своего кресла не бе­рите с собой багаж, взятый на борт в качестве ручной клади. Это диктуется мерами безопасности, так как вполне вероятно, что некоторые предметы в вашей сумке могут иметь острые углы и края. Это может явиться причиной по­вреждения и сдувания надувного спаса­тельного трапа, что приведет, в свою очередь, к травмам и возможно даже гибели пассажиров, ожидающих своей очереди при эвакуации.

Другая причина, по которой не следует тащить за собой ручной багаж, это возможность задержки эвакуации через аварийные выходы. На больших самолетах пол салона может быть расположен вы-


соко над землей, поэтому многие люди испытывают неуверенность и страх перед тем, как спрыгнуть на спасательный трап, даже когда у них ничего нет в руках. Но когда руки выходящего к трапу человека еще чем-нибудь заняты, боль­шинство начинает в нерешительности мешкать еще больше, стараясь выбрать способ, наиболее подходящий им для спуска. Если вам когда-либо приходилось быстро спускаться по лестнице с чемо­даном или тяжелой сумкой в руке, то приходилось быть более осторожным, а значит, и двигаться медленнее по срав­нению с тем, когда вы спускаетесь с пустыми руками. Схожая ситуация и в этом случае. Эвакуация через аварийный выход на крыло проходит через доста­точно узкий проем иллюминатора, и даже когда ваши руки ничем не заняты, через такой выход выбраться непросто. Багаж в руках только замедляет вашу эваку­ацию. Если вам придется прыгать на спасательный трап или соскальзывать с поверхности крыла, которое расположено, как правило, на высоте более двух метров от земли, скорость вашего пере­движения будет относительно высока и все, что находится в ваших руках, може! представлять потенциальную опасность не только для вас, но и для всякого, кто окажется достаточно близко от вас.

Покидая самолет через выход с выпу­щенным и надутым трапом, нужно не останавливаясь прыгать на трап, а не садиться на его край и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается уве­личение скорости эвакуации (рис. 21, 22).


Главное в этой ситуации - пересилить свой страх, вызванный аварийной обста­новкой, высотой дверей над уровнем земли и большим углом наклона трапа


Рис. 22. Покидание самолета с использованием брезентового трапа.

40-50°). Человек, который садится на порог, значительно медленнее покидает самолет по сравнению с тем, кто на аварийный трап прыгает. Прыгающий че­ловек тратит на переход с порога на трап 0,875 секунды, а сидячий - 1,208 секунды. Хотя может показаться, что разница в одну треть секунды несущест­венна, следует однако отметить, что 100 пассажиров, покидающих самолет из по­ложения сидя, затратят на выход из самолета на 33 секунды больше, чем прыгающие на трап. Эти 33 секунды в обстановке пожара могут оказаться роко­выми для тех пассажиров, которые на­ходятся в конце очереди.

Интересное наблюдение. На практике перед выходом"на трап многие пассажиры все же предпочитают садиться. Исследо­ватели считают, что пассажиры в экстре­мальной ситуации не всегда правильно воспринимают команды стюардесс. Кроме того, на наших линиях не взято за правило проведение подробного инструк­тажа пассажиров по действиям в случае аварии.

Одним из факторов, влияющих на поведение пассажира, является то, как ведет себя пассажир, находящийся впе­реди него. Люди стремятся подражать тем, кто впереди, или по крайней мере тем, кто добрался до дверей аварийного выхода. Чувство подражания проявляется совершенно четко. Характерна такая кар­тина: несколько человек подряд прыгают на трап, затем кто-то, обычно это бывает женщина, предпочитает присесть у поро­га. После этого люди, следующие за ней, в большей мере склонны присесть, чем


прыгать. После того, как несколько че­ловек присели, снова появляется пасса­жир, обычно это бывает мужчина, кото­рый предпочитает прыгнуть. И снова несколько пассажиров, следующих за ним, также прыгают. Таким образом, пассажиры стремятся подражать тем, кто находится впереди. Этот факт подражания был обнаружен лишь у носовой и хво­стовой дверей самолета. В средних две­рях это обстоятельство не обнаружено и причина этого не выяснена.

Другая причина, по которой некоторые пассажиры предпочитают не прыгать на аварийный трап, заключается, видимо, в боязни получить травму. А на самом деле вероятность травмы становится еще боль­ше при приседании. Во время испытаний в США произошел такой случай. При выходе одна женщина присела у порога двери, а сразу за ней находился высокий мужчина, который остановился в ожида­нии, пока женщина усаживалась у порога. Однако другие пассажиры, находившиеся позади него, продолжали продвигаться вперед, так как они не видели, что женщина присаживалась. В результате мужчину толкнули, и он перелетел через даму. Под напором людей сзади он не смог удержаться возле присевшей жен­щины и полетел вниз головой сбоку от трапа. Хорошо, что внизу были установ­лены страховочные сети и он не постра­дал. А если бы это случилось в реальной ситуации? В лучшем случае этот пасса­жир мог отделаться тяжелой травмой. Хотя в данном случае женщина не пострадала, она тоже могла бы получить травму, если бы мужчина свалился прямо на нее.

Случаи тяжелых травм, которые были получены при прыжке на исправный аварийный трап, не зафиксированы.

Рекомендации. Надо всегда знать рас­положение на самолете всех выходов - обычных и аварийных. Иной раз пасса­жир и не догадывается, что он находится рядом с аварийным выходом, а ведь в случае аварии он может оказаться именно тем человеком, который должен будет его открыть. Но может случиться и так, что этим выходом нельзя будет восполь­зоваться и придется искать иной путь эвакуации. Ближайший выход, которым вы собирались воспользоваться, снаружи мо-


жет быть объят огнем или оказаться под водой, а может просто не открыться из-за деформации фюзеляжа самолета. Учитывая эти ситуации, еще до взлета надо изучать расположение всех выходов. Есть несколько рекомендаций, соблю­дение которых позволит уменьшить или даже избежать возможного травматизма при авариях на взлете и посадке:

1) старайтесь надевать пальто или
куртку, сделанные из трудновозгораемых
и труднорасплавляемых материалов;

2) продумайте, какую обувь вам сле­
дует надеть. Избегайте носить туфли на
высоких каблуках, но если вы их надели
и придется воспользоваться при эвакуа­
ции надувным спасательным трапом, то
несите- их с собой, когда будете покидать
самолет. Как только вы окажетесь на
земле, наденьте их снова;

3) при каждом взлете и посадке
следите за тем, чтобы вага ремень без­
опасности был плотно натянут у ваших
бедер;

4) знайте, какую фиксированную позу
вам нужно занять при аварийной посадке.
Следите, что происходит за бортом са­
молета. Если происходящее за бортом
указывает на то, что авария неизбежна,
займите нужную позу. Хотя стюардесса
должна передавать нужные команды, надо
быть готовым к тому, что предупреж­
дающий сигнал может и не поступить;

5) знайте, где на самолете располо­
жены hi гходы и как они открываются.

Пожар в самолете

Защититесь от ожогов. Если позволяет время, при подготовке к аварийной по­садке примите меры по защите от огня открытых участков тела. Если с собой есть пальто и шапка, то их непременно нужно надеть. Женщины должны снять капроновые чулки или колготки, так как при расплавлении они могут вызвать тяжелые ожоги кожи.

Не глотайте дым. Как можно меньше дышите дымом, который может оказаться токсичным. Пригнитесь или даже ползите на четвереньках, чтобы голова была вне слоя дыма, который зачастую скапливает-


ся в верхней части салона. Держите голову на таком уровне, чтобы можно было двигаться с открытыми глазами.

Двигайтесь быстрее. Посмотрите еще раз на аварийные выходы и запомните их расположение, чтобы в случае запол­нения салона дымом вы смогли к ним пробраться. Не сидите после остановки самолета в кресле, быстро продвигайтесь к выходу, особенно если возникает хоть малейший признак пожара.

Идите к другому выходу. Если вы попали в очередь, в которой каждый толкается и все топчутся на месте, направляйтесь к другому выходу. Если проход между рядами кресел чем-нибудь завален, то пробирайтесь, перелезая через кресла. Кресла на всех самолетах сдела­ны так, что могут опрокидываться впе­ред - это облегчает передвижение. На­правляйтесь к тому выходу, из которого, как вам кажется, народ выходит.

Если вы из-за дыма не видите другого выхода, вы можете слышать команды, которые отдают пассажирам стюардессы, типа; "Прыгайте! Станьте по двое! Помо­гите внизу тем, кто спускается по трапу! Торопитесь!" и другие. Направляй­тесь к тому выходу, откуда слышны эти команды. Посмотрите, что делается за бортом, перед тем, как открывать выход. Приблизившись к выходу, который еще не открыт, не торопитесь сразу его открывать. Пожар вне борта самолета еще не означает, что надо эвакуироваться. Небольшой пожар, типа горящего колеса, которое перегрелось при посадке, может быть успешно потушен пожарной коман­дой аэропорта. В этом случае пассажи­рам не следует открывать самостоятель­ные выходы с целью эвакуации. Только увидев, что стюардессы приступили к открытию аварийных люков, вы можете последовать их примеру.

Но если за бортом сильный пожар и сильное задымление возникло на борту, тогда, не теряя времени, быстро направ­ляйтесь к ближайшему выходу и приго­товьтесь к его открытию. Перед этим нужно посмотреть через дверной иллю­минатор, нет ли огня непосредственно на внешней стороне выхода. Если там огонь или дым, двери не открывайте, так как через открытую дверь внутрь самолета могут быстро проникнуть смертельные


объемы токсичных газов. А закрытие аварийных дверей на некоторых типах самолетов может оказаться нелегким де­лом. Однако при очень критической си­туации внутри самолета на этот шаг можно решиться и открыть аварийный люк, даже если за ним огонь, так как быстрая эвакуация в этой ситуации явля­ется крайней необходимостью. Неплохо взять себе за правило перед взлетом просчитать число рядов кресел, находя­щихся перед вами и сзади вас на пути к аварийному выходу, тогда вы даже на ощупь в непроглядном дыму сможете к нему "добраться.

Не бросайтесь сквозь стену огня, пока не будете абсолютно уверены, что нет другого пути эвакуации. Не следует ду­мать, что стена огня тонка и с другой стороны все нормально.

Оказавшись за бортом самолета, ока­жите помощь другим по быстрой их эвакуации и не оставайтесь близко у самолета на случай его взрыва. Не курите, учитывая то, что все кругом может оказаться залито топливом.


Содержание воздушный транспорт; воздушный транспорт; воздушный транспорт; воздушный транспорт; аэропорт; аэропорт; аэропорт; аварии самолётов; аварии самолётов; аварии самолётов; аварии самолётов; основные правила безопасности на земле и на борту авиалайнера; основные правила безопасности на земле и на борту авиалайнера; основные правила безопасности на земле и на борту авиалайнера; основные правила безопасности на земле и на борту авиалайнера; разгерметизация салона; разгерметизация салона; разгерметизация салона; разгерметизация салона; кислородная маска; кислородная маска; кислородная маска; кислородная маска; резкое торможение; резкое торможение; резкое торможение; резкое торможение; вынужденная посадка; вынужденная посадка; вынужденная посадка; вынужденная посадка; пожар в самолёте; пожар в самолёте; пожар в самолёте; пожар в самолёте; вопросы по теме; вопросы по теме; вопросы по теме; вопросы по теме; список литературы. список литературы. список литературы. список литературы.


Аэропорт В аэропортах возникает много ситуаций, схожих с происшествиями на железнодорожных вокзалах. Это и опоздания, и утеря вещей, и отравление некачественной пищей, и неприятные контакты. В аэропортах возникает много ситуаций, схожих с происшествиями на железнодорожных вокзалах. Это и опоздания, и утеря вещей, и отравление некачественной пищей, и неприятные контакты.


Аварии самолётов Аварии самолётов чаще всего случаются в момент взлёта или посадки. Поэтому все здания, стадионы, дачи, построенные вблизи аэропортов, находятся в зоне риска. Жители таких районов с детства привыкают к шуму самолётов и почти не обращают на них внимания. Однако необычный звук или крен самолёта, дым, огонь не должны остаться не замеченными ими. Аварии самолётов чаще всего случаются в момент взлёта или посадки. Поэтому все здания, стадионы, дачи, построенные вблизи аэропортов, находятся в зоне риска. Жители таких районов с детства привыкают к шуму самолётов и почти не обращают на них внимания. Однако необычный звук или крен самолёта, дым, огонь не должны остаться не замеченными ими.


Основные правила безопасности на земле и на борту авиалайнера не брать с собой запрещённых предметов, пакеты для передачи от посторонних; не брать с собой запрещённых предметов, пакеты для передачи от посторонних; не держать при себе острые предметы, которые могут поранить при толчках; не держать при себе острые предметы, которые могут поранить при толчках; внимательно прослушивать инструктаж о расположении аварийных выходов из салона; внимательно прослушивать инструктаж о расположении аварийных выходов из салона; пристегнуть ремень безопасности при взлёте и посадке, а также в случае необходимости по требованию бортпроводников. Проследить, чтобы он был плотно закреплён. пристегнуть ремень безопасности при взлёте и посадке, а также в случае необходимости по требованию бортпроводников. Проследить, чтобы он был плотно закреплён.


Разгерметизация салона Одна из опасных ситуаций в воздухе – разгерметизация салона. Причиной может стать взрыв мины, выстрел террориста, чья – то попытка открыть дверь во время полёта. Одна из опасных ситуаций в воздухе – разгерметизация салона. Причиной может стать взрыв мины, выстрел террориста, чья – то попытка открыть дверь во время полёта.


Кислородная маска Чтобы не погибнуть, в такой ситуации следует быстро задержать дыхание и надеть кислородную маску. В больших самолётах она всегда находится прямо перед тобой в спинке переднего сиденья. Место хранения кислородной маски открывается автоматически при снижении давления в салоне. В этот момент нужно быстро надеть маску. Чтобы не погибнуть, в такой ситуации следует быстро задержать дыхание и надеть кислородную маску. В больших самолётах она всегда находится прямо перед тобой в спинке переднего сиденья. Место хранения кислородной маски открывается автоматически при снижении давления в салоне. В этот момент нужно быстро надеть маску.


Резкое торможение При резком торможении или ударе наиболее безопасна следующая поза: тело согнуто, ноги упираются в пол, колени – в спинку переднего сиденья, голова наклонена как можно ниже (лучше уткнуться в колени или сумку с мягкими вещами), руки прикрывают голову. При резком торможении или ударе наиболее безопасна следующая поза: тело согнуто, ноги упираются в пол, колени – в спинку переднего сиденья, голова наклонена как можно ниже (лучше уткнуться в колени или сумку с мягкими вещами), руки прикрывают голову.


Вынужденная посадка выполнять все указания командира экипажа и не вставать с кресла до полной остановки самолёта; выполнять все указания командира экипажа и не вставать с кресла до полной остановки самолёта; немедленно покинуть самолёт (без ручной клади), соблюдая очерёдность, используя аварийные люки и надувные трапы; немедленно покинуть самолёт (без ручной клади), соблюдая очерёдность, используя аварийные люки и надувные трапы; не прыгайте на землю, особенно на бетонное покрытие, с высоты; не прыгайте на землю, особенно на бетонное покрытие, с высоты; можно использовать для спуска подручные средства: верёвки, пояса, багажную сетку, помощь других пассажиров. можно использовать для спуска подручные средства: верёвки, пояса, багажную сетку, помощь других пассажиров.


Пожар в самолёте При пожаре в самолёте необходимо: защитить себя от жара и дыма, накинув верхнюю одежду, шапку, лечь на пол; защитить себя от жара и дыма, накинув верхнюю одежду, шапку, лечь на пол; если самолёт на земле, то пригнувшись или ползком пробираться к выходу; если самолёт на земле, то пригнувшись или ползком пробираться к выходу; не брать с собой ручную кладь; не брать с собой ручную кладь; использовать не только проход, но и пробираться через кресла; использовать не только проход, но и пробираться через кресла; после выхода из горящего самолёта как можно быстрее отойти от него и, закрыв голову руками, упасть на землю, чтобы не пострадать при возможном взрыве. после выхода из горящего самолёта как можно быстрее отойти от него и, закрыв голову руками, упасть на землю, чтобы не пострадать при возможном взрыве.


Статистика показывает, что за последние тридцать лет число аварий на воздушном пассажирском транспорте значительно уменьшилось. Этот вид транспорта является одним из самых безопасных. Но невозможно полностью исключить аварии.

Существуют такие аварийные ситуаци, когда возможно спасение всех пассажиров. Переживая возникшую опасность, некоторые люди могут её не выдержать. Например, задымление или пожар на борту самолёта. Но если знать, что делать, то можно увеличить шансы на спасение и сохранить свою жизнь.

Причины аварий самолётов различны. Одни связаны с конструкцией самолёта. Другие происходят из-за недостаточно чёткой работы авиакомпании при подготовке самолётов к полёту и экипажей. Возможна ошибка оператора авиационно-диспетчерской службы.

Чтобы сохранить жизнь пассажиров, пилоты готовы к предупреждению аварийных ситуаций в полёте. Например, лётчик совершает манёвр, предотвращая столкновение с другим самолётом, или выводит машину из потока воздуха огромной силы или грозового облака. В это время пассажиры должны занять свои места и пристегнуть ремни безопасности, так как самолёт будет испытывать сильные вибрации. Если остаться в проходе между креслами, то можно упасть и получить травму.

Статистика

    В среднем от 15 до 20 аварийных ситуаций в год вызвано турбулентными потоками воздуха.
    В каждом таком случае в среднем происходит от четырёх до пяти травм. При невыполнении правил безопасности около 72% пассажиров получают лёгкие травмы.
    Безопасность полёта начинается с подготовки на земле.
    Следует знать и помнить, что безопасность самолёта зависит и от нас с вами - пассажиров. Поэтому для пассажиров существуют правила поведения на земле, перед посадкой, и на борту во время полёта.

Давай и мы с тобой познакомимся с ними:

  • не брать с собой запрещённых предметов, пакеты для передачи от посторонних;
  • не держать при себе острые предметы, которые могут поранить при вибрациях самолёта;
  • внимательно прослушивать инструктаж о расположении аварийных выходов из салона;
  • пристегнуть ремень безопасности при взлёте и посадке, выполнять все требования бортпроводников.

Одна из опасных ситуаций в воздухе - декомпрессия, или разгерметизация (падение давления внутри самолёта). Причинами могут быть разные явления. При этом салон может наполниться туманом, который рассеивается за несколько секунд. Быстрое истечение воздуха из самолёта будет сопровождаться сильным шумом и свистом. В результате такой аварии человек может потерять сознание в считаные секунды из-за кислородного голодания. Поэтому следует быстро надеть кислородную маску. В больших самолётах она всегда находится прямо перед пассажиром в спинке переднего сиденья. Место хранения кислородной маски открывается автоматически при снижении давления в салоне. Это и есть главный сигнал для быстрых действий по спасению.

Помни, что при резком торможении или ударе наиболее безопасна следующая поза: тело согнуто, ноги упираются в пол, колени - в спинку переднего сиденья, голова наклонена как можно ниже (лучше уткнуться в колени или сумку с мягкими вещами), руки прикрывают голову.

В любой ситуации следует выполнять все указания командира экипажа и не вставать с кресла до полной остановки самолёта. После остановки по команде необходимо немедленно покинуть самолёт (без ручной клади), соблюдая очередность, используя аварийные люки и надувные трапы (правила пользования расположены рядом с ними).

Не стоит прыгать на землю, особенно на бетонное покрытие, с высоты. Это почти всегда ведёт к переломам рук и ног. В крайнем случае можно использовать для спуска подручные средства: верёвки, пояса, багажную сетку, помощь других пассажиров.

Пожар в самолёте

При пожаре в самолёте необходимо:

  • защитить себя от жара и дыма, накинув верхнюю одежду, лечь на пол;
  • дышать только через хлопчатобумажную и шерстяную ткань одежды. Лучше, если она будет смочена водой;
  • если самолёт на земле, то без паники, организованно пробираться к выходу;
  • не брать с собой объёмную ручную кладь;
  • продвигаться не только по проходу, но и пробираться через кресла, опустив их спинки;
  • после выхода из горящего самолёта как можно быстрее отойти от него и, закрыв голову руками, лечь на землю, чтобы не пострадать от возможного взрыва.

Вопросы

  1. Почему на любом виде транспорта необходимо соблюдать правила безопасности?
  2. Есть ли особые правила поведения на борту воздушного судна?
  3. Правила поведения на воздушном транспорте запрещают проносить в салон самолёта острые и режущие предметы, брать пакеты и свёртки для передачи от посторонних, перевозить без специальной упаковки легко возгораемые вещества и т. д. Объясни, почему существуют такие правила.

Задания

  1. Посмотри на рисунок и ответь на вопрос. Какие предметы, находящиеся у пассажиров, нельзя брать с собой в салон самолёта? Как ты думаешь, почему?
  2. Внимательно изучи рисунки, иллюстрирующие действия пассажира в аварийной ситуации на борту самолёта. Объясни каждое действие и его значение.

Чрезвычайными ситуациями на авиационном транспорте называются случаи частичного или полного разрушения воздушного судна.
Они подразделяются на катастрофы, аварии и поломки.

Авиационной катастрофой называется авиационное происшествие, повлекшее за собой гибель одного или более человек, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.
Авиационной аварией называется авиапроисшествие без человеческих жертв, но вызвавшее значительное повреждение воздушного судна.
Авиационной поломкой называется ситуация, снижающая безопасность полета.

Человеку всегда было присуще желание летать. Древние сказания многих народов повествуют о способности перемещаться в воздушном пространстве. Греческая мифология рассказывает о Дедале, русская - о ковре-самолете. За желание и способность летать людям всегда приходилось платить поистине высокую цену. поскольку покорение воздушного пространства неизбежно связано с человеческими жертвами. В истории не сохранились точные данные о количестве людей, погибших при попытке летать с помощью искусственных крыльев, воздушных змеев, мешков с дымом. А если смельчаки и оставались живы, то на земле их ожидало судилище за “бесовское” дело. И все же 14 сентября 1783 г. в воздух поднялся первый монгольфьер (воздушный шар) с людьми на борту. Это событие дало толчок бурному развитию воздухоплавания. Однако незнание технического потенциала летающего средства, физических законов процесса полета и физиологических возможностей человека являлось причиной многих аварий и катастроф с воздушными шарами. Во время праздничных гуляний 6 июля 1819 г. в г.Париже был устроен фейерверк на борту воздушного шара, наполненного водородом. Охваченный огнем шар рухнул на город.
По мере совершенствования технических возможностей воздушных шаров увеличивались высота и дальность полетов, но одновременно росло и число жертв.
- 23 сентября 1923 г. - в небе над г.Брюсселем (Бельгия) из-за удара молнии сгорели три воздушных шара вместе с экипажами.
- 30 января 1934 г. - на высоте 22 км у советского стратостата оборвалась герметичная гондола. Погибли 3 человека.
Следующим этапом в завоевании воздушного пространства стало создание дирижаблей. В отличие от воздушных шаров они были снабжены двигателями. Дирижабли применялись для связи, снабжения труднодоступных, удаленных районов, разведки, судов, поиска подводных лодок и минных заграждений. Первую треть двадцатого столетия дирижабли полностью господствовали в небе. Одной из причин снижения их популярности, наряду с развитием авиации, явились многочисленные аварии и катастрофы.
- 21 февраля 1922 г. - американский дирижабль "Рома” при взлете задел линию электропередачи и загорелся. Из 45 человек, находившихся на борту. 34 человека погибли.
- 20 декабря 1923 г. - во время страшного урагана во Французской Сахаре бесследно исчез французский дирижабль "Диксмюде” с 50 членами экипажа на борту.
- 25 мая 1928 г. - катастрофа во льдах Северного Ледовитого океана дирижабля “Италия” конструкции У.Нобиле. После достижения Северного полюса дирижабль на обратном пути попал в туман и обледеневший, рухнул на ледовую поверхность. Из 16 членов экипажа 10 человек (один при этом погиб) в оторвавшейся гондоле остались на льду. Шесть человек в мотогондолах улетели на дирижабле и позднее погибли. Большая помощь разбившейся экспедиции была оказана советским ледоколом "Красин”.
- 4 октября 1930 г. - во Франции при низком полете над землей от электрозамыкания загорелся английский дирижабль “К-101 ”. Из 54 человек, находившихся на борту, уцелели 8 человек, из них двое позднее скончались от ожогов.

На смену дирижаблям пришли самолеты и вертолеты. Бурное развитие самолетостроения привело к многочисленным авариям и катастрофам.

Сегодня все авиационные ЧС условно объединены в три группы: при взлете , в крейсерском полете , при посадке .

Авиапроисшествия при взлете - 27 марта 1977 г. - авиакатастрофа в аэропорту г. Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова). При взлете самолет "Боинг-747” своим шасси срезал большую часть фюзеляжа другого “Боинга”, выполнявшего руление на взлетно-посадочной полосе. Немного пролетев, самолет, потеряв управление, упал в конце полосы. Из 644 пассажиров и членов экипажа двух самолетов погибли 583 человека.
- 25 мая 1979 г. - авиакатастрофа в чикагском аэропорту "0"Хэр” (США). Во время взлета пассажирского ДС-10 оборвался один из двигателей. Самолет, перевернувшись, взорвался. Погибли 270 человек, находившихся на борту, и 2 человека на земле в месте падения самолета.
- 13 января 1982 г. - авиакатастрофа в аэропорту г. Вашингтона (США). При взлете “Боинг-737” не успел набрать необходимую скорость и высоту. В нескольких сотнях метров от аэропорта он столкнулся хвостовой частью с мостом через р. Потомак и упал в воду. Погибли 79 человек на борту и 4 человека в автомобилях на мосту. В самолете остались живы 5 человек, находившиеся в хвостовой части.
- 24 января 1988 г. - самолет Як-40 произвел взлет из аэропорта г.Нижневартовска. При подъеме у воздушного судна отказали двигатели. Так и не сумев набрать высоту, он врезался в опору ЛЭП и рухнул в 1900 м от взлетно-посадочной полосы. Из 27 пассажиров и членов экипажа погибли 23 человека.
- 20 января 1995 г. - в районе п. Емельянове Красноярского края на взлете потерял управление и упал самолет Л-410. Из 16 человек, находившихся на борту, 3 погибли.
- 27 сентября 1995 г. - на Аляске (США) при взлете из-за возгорания двигателя потерпел катастрофу разведывательный самолет “Боинг-707” с системой “АВАКС” на борту. О количестве жертв не сообщалось.
-9 января 1996 г. -авиакатастрофа в аэропорту “Ндоло” г. Киншасы (Заир). При взлете потерял управление и врезался в торговые ряды овощного рынка, расположенного около аэропорта, российский грузовой самолет Ан-32. Погибло около 300 человек, сотни человек получили ожоги.
В последнее время увеличилось число аварийных ситуаций при взлете самолетов из-за их перегруженности. В 1995 г. “выкатилось” со взлетно-посадочной полосы более десятка только российских лайнеров.
Авиапроисшествия в крейсерском полете

Потеря управления воздушным судном в крейсерском полете по самым разнообразным причинам часто приводит к катастрофическим последствиям. Так, серьезную опасность для воздушных судов представляют собой стаи птиц. Из-за столкновения с ними ежегодно в мире происходит порядка 4 тыс. авиационных аварий и катастроф. Это неудивительно: известно, что при столкновении самолета, летящего со скоростью 800 км/ч, с птицей массой 2 кг, ему наносится удар величиной 3500 кгс. В 1960 г. самолет, пролетавший над предместьем г. Бостона (США), врезался в стаю скворцов. Птицы забили собой сопла реактивных двигателей авиалайнера. В этой авиакатастрофе погибли все пассажиры и члены экипажа.
"Катастрофой века” иногда называют падение самолета, пилотируемого первым космонавтом Земли Юрием Гагариным и летчиком-испытателем Владимиром Серегиным. Они разбились 27 марта 1968 г. во время тренировочного полета. По последней версии, причиной катастрофы стало отключение сознания у членов экипажа, попавшего в зону активного влияния геофизического локального резонанса (ГЛР).

В ноябре 1996 г. в небе близ г. Дели произошло столкновение грузового казахстанского Ил-76Т и Боинга-747, принадлежащего Саудовской аравии. Погибли 375 человек.
В декабре 1996 г. потерпел катастрофу самолет ВВС Ан-12, одним из пассажиров которого был командующий войсками Ленинградского военного округа генерал-полковник С. Селезнев. Трагедия случилась через 5 минут после взлета. Все пассажиры и 7 членов экипажа погибли. Причиной аварии стали перегруз самолета, сильная облачность и несогласованность действий экипажа. - Март 1974 г. - в самолете, выполнявшем рейс из г. Парижа (Франция). была неплотно закрыта дверь грузового отсека. На высоте 4 км за счет декомпрессии дверь выбросило. Произошло выпучивание пола в салоне, что повредило и вывело из строя кабели управления судном. Через несколько минут самолет упал и разбился. Все 346 человек, находившиеся на его борту, погибли.
- 25 октября 1978 г. - над г. Сан-Диего (США) одномоторный самолет “Сессна-172” врезался в правое крыло “Боинга-727”. Все 138 пассажиров и членов экипажей самолетов погибли. Падающие обломки погубили еще 13 человек на земле и вызвали пожар, уничтоживший городской квартал.

- 12 августа 1985 г. - вблизи г.Иокоте (Япония) после разрушения хвостового оперения “Боинг-747” местной авиалинии потерял управление и врезался в гору. Из 524 человек, находившихся на борту, в живых остались четверо.
- 9 мая 1993 г. - над г. Нижним Тагилом во время демонстрационного полета потерпел катастрофу спортивный самолет Як-52. Упав на город, он унес 18 жизней.
- 3 января 1994 г. - под г. Иркутском разбился самолет Ту-154, потерявший управление после возгорания двигателя. Погибли 125 человек.
- 22 марта 1994 г.- под г. Междуреченском разбился авиалайнер, выполнявший рейс “Москва-Гонконг”. Все 75 человек, находившиеся на его борту, погибли.
- 16 июня 1995 г. - вблизи населенного пункта Херпучи Хабаровского края разбился самолет Ан-2. Погибли 14 человек.
- 28 августа 1995 г. - в районе п. Истомиха Московской области во время тренировочного полета упал самолет Як-18Т. Погибли 4 человека.
- 6 декабря 1995 г. - потерял управление и рухнул с десятикилометровой высоты
самолет Ту-154, выполнявший рейс на г. Хабаровск с о. Сахалин. Погибли 97 человек, находившиеся в авиалайнере. Предполагаемая причина катастрофы - потеря устойчивости из-за неравномерного распределения топлива в топливных емкостях, расположенных в крыльях.
- Февраль 1996 г. - над Атлантическим океаном у берегов Доминиканской Республики потерпел катастрофу "Боинг-757”, на борту которого находились 189 пассажиров. Погибли все.
- 17 июля 1996 г. - через 15 мин после взлета из г. Атлантик-Сити (США) над Атлантическим океаном потерпел катастрофу "Боинг-747”. Погибли 230 человек.
Авиапроисшествия при посадке

24 июня 1975 г. - “Боинг-747” при заходе на посадку в аэропорту имени Джона Кеннеди в г. Нью-Йорке (США) попал в грозу. Сильные порывы ветра привели к вынужденной аварийной посадке до подлета к взлетно-посадочной полосе. В результате катастрофы погибли 112 человек.
- 28 декабря 1978 г. - при заходе на посадку в аэропорту г. Портленда (США) самолет ДС-8 рухнул на землю. Причина катастрофы - нехватка топлива. Из 189 пассажиров и членов экипажа 10 человек погибли, 23 пассажира были тяжело ранены.
-20 августа 1980 г. - в багажном отделении “L-101 1 Трайстар” вспыхнул пожар. Была совершена безаварийная вынужденная посадка в аэропорту г. Эр-Рияда (Саудовская Аравия). От повышения температуры заклинило двери и их не смогли открыть изнутри. Когда двери открыли снаружи, то приток свежего воздуха вызвал пожар по всему самолету. От токсичных газов и пламени погибли 300 человек.
- Ноябрь 1980 г. - при посадке в Сеульском аэропорту (Корея) загорелся самолет “Боинг-747”. Погибли 50 человек, несколько десятков человек было госпитализировано.
- Май 1988 г. - в условиях ограниченной видимости, не видя земли, экипаж самолета Л-410 начал снижение для визуального захода на посадку. Авиалайнер врезался в склон горы вблизи бурятского населенного пункта Багдарина. Находившиеся в самолете 15 пассажиров и 2 члена экипажа" погибли.
- 16 марта 1995 г. - при заходе на посадку в аэропорту п.Оссора Камчатской области упал на сопку самолет Ан-2. Погибли 9 человек.
- 25 октября 1995 г. - в уфимском аэропорту “Максимовка” недолетел до взлетно-посадочной полосы 300 м и упал на землю самолет Ан-32. В результате катастрофы погибли 13 человек.
- 12 декабря 1995 г. - разбились три российских истребителя Су-27, возвращавшиеся с международного авиасалона в Малайзии. В сложных метеоусловиях 6 российских самолетов с первого захода не смогли совершить посадку на аэродроме авиабазы Камрань (Вьетнам) для дозаправки. При развороте для захода на повторную посадку Ил-76, “ведущий”, прямиком привел 3 истребителя в склон горы. Четыре летчика погибли.
Наряду с самолетами, в авиационных ЧС оказываются и вертолеты:
- 18 января 1978 г. в аэропорту г. Ньюарка (США) из-за поломки потерпел катастрофу вертолет. Из 18 человек, находившихся на его борту, 3 человека погибли, 10 человек были тяжело ранены.
- 2 марта 1981 г.- вблизи оазиса Сива (Египет) вертолет с министром обороны Арабской Республики Египет и десятью генералами на борту попал в зону пыльной бури. Из-за плохой видимости он врезался в осветительную вышку, упал и взорвался. Все находившиеся на его борту люди погибли.
- 10 мая 1994 г. - частный вертолет зацепился за ЛЭП и рухнул на одну из самых оживленных магистралей в пригороде г. Лос-Анджелеса (США). Два человека погибли, трое были ранены.
- 30 октября 1994 г. - в Амурской области пропал вертолет Ми-2 с восемью пассажирами и 60 кг золотой руды на борту. Разбившаяся машина была обнаружена случайно только через год. Вертолет потерпел крушение из-за перегрузки. Поисковые работы затянулись в связи с тем, что пилот самопроизвольно изменил маршрут полета. Все люди, находившиеся на борту Ми-2, погибли.
-10 марта 1995 г. - в окрестностях п.Павловка Ульяновской области в условиях ограниченной видимости столкнулся с землей вертолет Ми-2. Погибли 3 человека.
- 24 сентября 1995 г. - в Карское море рухнул вертолет Ми-8 Диксонского авиапредприятия. Погибли 15 человек.
- 15 октября 1995 г.-на о. Большевик потерпел катастрофу вертолет Ми-26. Погибли 8 человек.
- 10 мая 1996 г. - в США во время военных учений столкнулись в воздухе, загорелись и рухнули на землю 2 боевых вертолета. Погибли 16 человек.