Как менять тормозные колодки на машине. Замена передних тормозных колодок – делаем сами! Какова долговечность тормозных колодок

Тормозные колодки – это важная часть системы торможения автомобиля, отвечающая за снижения скорости транспортного средства при необходимости. От качества и работоспособности тормозных колодок зависит безопасность водителя и пассажиров, поэтому каждый водитель должен знать, что такое замена тормозных колодок и как нужно поддерживать работоспособность тормозной системы. Это несложная процедура, поэтому для автомобилистов не составит труда заменить колодки своими руками.

Все детали в автомобиле имеют определенный рабочий ресурс, который в процессе эксплуатации снижается. На износ тормозных колодок влияют различные факторы, поэтому частота замены может меняться в каждом отдельном случае. Как заменить тормозные колодки и что для этого нужно – обо всем этом и пойдет речь в данной статье.

Большая часть легковых автомобилей оснащена дисковыми тормозами, но на некоторых из них все еще установлены барабаны (например, Toyota Prius). При нажатии на педаль тормоза фрикционная поверхность колодок контактирует с диском, в результате чего его движение замедляется. В случае с барабанными тормозами все происходит аналогичным образом, только накладки прижимаются не с обеих сторон, как это происходит с диском, а из внутренней стороны барабана. Как только водитель отпускает педаль, колодки автоматически возвращаются в исходное положение.

Как устроена тормозная система автомобиля

Постепенно происходит износ фрикционной поверхности, в результате чего система не может замедлять ход транспортного средства. Неисправная тормозная система ставит жизнь водителя, пассажиров и других участников движения под угрозу. Поэтому нужно менять колодки своевременно, не откладывая это дело на потом.

Почему колодки изнашиваются

На продолжительность работы тормозных колодок могут повлиять следующие факторы:

  • качество ранее выполняемой замены колодок;
  • климатические условия вашего региона;
  • компания-производитель;
  • стоимость детали;
  • особенности вождения автомобиля;
  • качество дорожного покрытия.


Износ тормозных колодок

На заметку! Рекомендуется проводить проверку работы тормозной системы каждые 10 000 км. Во время проверки нужно особое внимание уделять тормозным колодкам, их поведению при нажатии на педаль тормоза. При появлении скрипов или других сторонних звуков нужно проводить замену поврежденных элементов.

Несмотря на различные факторы, влияющие на периодичность замены тормозных колодок, есть усредненные данные. Если вы являетесь владельцем отечественного автомобиля, то менять колодки нужно каждые 15 000 км. В случае с иномарками эти показатели существенно отличаются и проводить замену рекомендуется каждые 20 000 км. Если речь идет о гоночных авто, тогда замену нужно проводить гораздо чаще (примерно каждые 5 000 км).


Износ передних тормозных колодок более интенсивный, чем задних, поэтому их нужно менять в несколько раз чаще. Также есть существенная разница между эксплуатацией автомобиля с дисковыми и барабанными тормозами. Если средняя частота замены колодок для дисковых тормозов составляет 10 000-20 000 км, то для барабанных – 120 000 км. Но эти показатели могут меняться в зависимости от нескольких факторов, указанных выше.

Основные признаки износа

Тормозная система автомобиля работает в режиме нон-стоп, поэтому со временем некоторые ее узлы могут выходить из строя. Но чаще всего неисправности в системе возникают в результате износа колодок. Существует несколько признаков, которые помогают автомобилистам определить износ задних или передних тормозных колодок.

Тормозной путь увеличивается

Если вы вдруг заметили, что тормозной путь резко увеличился, то это может свидетельствовать о необходимости проведения замены колодок или других элементов системы. Как показывает практика, увеличение тормозного может быть вызвано повреждением тормозного суппорта или износом фрикционной поверхности колодок.


Неравномерный фрикционный износ колодок

Если на одной оси колодки износятся больше, чем на другой, то это, скорее всего, говорит о необходимости замены тормозного суппорта, так как он функционирует неправильно. Несвоевременная замена суппорта приведет к тому, что даже самые дорогие и новые колодки выйдут из строя достаточно быстро.


Неравномерный износ тормозных колодок

Нарушение целостности

Наличие механических повреждений, которые видны даже невооруженным взглядом, свидетельствуют о необходимости проведения замены поврежденных деталей. Чаще всего водители сталкиваются с повреждением тормозных дисков, отколу частей фрикционного материала с колодки, сильных потертостях или трещинах.


Большой свободных ход педали тормоза

Сильный износ тормозных колодок можно определить по усилию, которое нужно приложить для прижатия колодок к поверхности диска. В таком случае на педаль тормоза нужно нажимать с большим усилием, что водитель замечает практически сразу, как и увеличенный ход самой педали.


Пропадает тормозная жидкость

В процессе эксплуатации, когда колодки постепенно изнашиваются, замечается увеличение расхода тормозной жидкости. Связано это с тем, что тормозной суппорт вынужден работать с большим усилием для прижатия колодки к поверхности диска. Такая операция требует большее давление и, соответственно, количество тормозной жидкости. Это и приводит к быстрому снижению ее уровня в системе.


Срабатывание специального сигнала

Некоторые модели автомобилей оснащаются специальным датчиком, который оповещает водителя при истонченной тормозной колодке. Об этом можно узнать, услышав характерный звук или увидев загоревшуюся сигнальную лампочку. Если это случилось, то вам следует как можно скорее заменить колодки.


Что потребуется для замены

Перед тем, как поменять тормозные колодки, нужно подготовить все инструменты:

  • С-образная струбцина;
  • набор гаечных ключей (они потребуются для снятия колеса и ослабления крепления тормозного суппорта);
  • рабочие перчатки;
  • домкрат;
  • плоскогубцы;
  • отвертка;
  • защитные очки для защиты глаз от попадания химических веществ;
  • респиратор также может потребоваться, чтобы защитить вас от вдыхания вредной тормозной пыли;
  • комплект новых тормозных колодок.

Инструменты для замены тормозных колодок

Большинство из указанных выше инструментов должны храниться в гараже каждого автомобилиста, поэтому не нужно быть прирожденным механиком и иметь специальное оборудование для замены тормозных колодок, будь у вас ВАЗ 2101-21099 или Рено Логан.

Если с подготовкой инструментов не возникнет никаких проблем, то при выборе комплекта тормозных колодок вы можете столкнуться с некоторыми трудностями. В первую очередь, связано это с большим количеством производителей.

На что нужно обращать внимание

Есть несколько важных моментов, которые нужно учитывать при выборе тормозных колодок. Это оригинальность деталей, качество упаковки, а также эксплуатационные особенности колодок.

Оригинальность деталей

Автомобильный рынок переполнен разными подделками, которые недобросовестные продавцы пытаются «впарить» водителям под видом оригинальных изделий. Причем определить подделку по стоимости удается далеко не всегда. Здесь нужна практика или особые навыки определять копию. Для этого существует большое количество информации в просторах интернета, где указываются основные методы отличия оригинальных деталей от подделок. Потратьте 30 минут свободного времени на изучение информации о ваших колодках.


Покупайте только оригинальные тормозные колодки

Если есть такая возможность, то совершать покупки нужно только в проверенных специализированных магазинах. Это поможет защититься от некачественной продукции.

Упаковка изделия

При выборе колодок, непосредственно в магазине, постарайтесь детально изучить упаковку. Прочите все надписи (ровность написанных строчек и правильность написания всех слов), обратите внимание на оформление упаковки. Также не лишним будет распаковать ее и осмотреть сами колодки на наличие механических повреждений и других дефектов. Проследите за тем, чтобы серийный номер на коробке совпадал с номером на самих колодках.


Изучайте информацию на коробке от тормозных колодок

Эксплуатационные особенности

Если вы являетесь любителем быстрой езды, то и колодки нужно подбирать соответствующие. Есть специальные тормозные колодки, которые предназначены для эксплуатации в городских условиях, в горных районах или для спортивного способа езды.


Рейтинг производителей

Определившись с типом тормозных колодок, который больше всего вам подходит, осталось только выбрать производителя. С этим мы попытаемся вам помочь. Ниже представлен список известных брендов тормозных колодок для отечественных автомобилей и иномарок.

Таблица. Обзор лучших производителей тормозных колодок.

Название бренда Описание
ABS Европейский производитель автомобильных тормозных частей, считающийся одним из лучших в мире. Компания выпускает продукцию не только для легковых, но и для грузовых автомобилей, захватывая спектр транспортных средств американского, корейского, японского и европейского производства.
По праву считается лидером в своей сфере. Компания Allied Nippon признана лучшим производителем тормозных колодок для автомобилей импортного происхождения. Благодаря минеральному металлу, используемому при производстве, колодки обладают повышенным коэффициентом трения.
ATE Продукция компании ATE отличается длительным сроком эксплуатации, что делает их одними из лучших в плане экономии и надежности. Тормозные колодки эффективно функционируют в различных погодных и температурных условиях.
При изготовлении тормозных колодок были использованы новейшие технологии, что обеспечивало оптимальное торможение при разных условиях. Ferodo Target – это идеальное сочетание цены и качества, поэтому многие автомобилисты предпочитают продукцию данного бренда.
Bosch В состав фрикционного материала тормозных колодок от компании Bosch входит минеральная вата, углеволокно, алюминий, медь, природный каучук и другие компоненты, что делает их стойкими к воздействию температуры и других внешних факторов. Продукция данного бренда отвечает всем стандартам по износоустойчивости, стабильности и равномерности характеристик.
Samko Итальянский производитель, сумевший завоевать весь мир. Фрикционный материал тормозных колодок не содержит асбест, что делает их уникальными в своем роде. Продукция отличается бесшумностью работы, термической устойчивостью и минимальной абразивностью. К тому же коэффициент трения колодок не меняется при повышении температуры, как это может происходить с некоторыми аналогами.

На заметку! Нельзя экономить на безопасности, поэтому при выборе тормозных колодок отдавайте предпочтение не стоимости продукции, а ее качеству. Низкосортные тормозные колодки изготавливаются из дешевых составляющих, что значительно снижает эффективность работы системы.

Приступая к процессу

Замена тормозных колодок обойдется автомобилисту намного дешевле, чем посещение автосервиса, что обычно приводит к серьезному удару по кошельку. Чтобы правильно выполнить эту процедуру в домашних условиях, нужно придерживаться пошаговой инструкции, указанной ниже.

Снятие старых колодок

Шаг 1. Купите качественные тормозные колодки. Они доступны в любом магазине автозапчастей или в местном автосалоне. Просто дайте менеджеру нужную информацию о вашем автомобиле (год выпуска, модель автомобиля и приблизительную стоимость изделия, на которую вы рассчитываете). В общем, чем дороже колодки, тем дольше они прослужат вам.



Шаг 2. Убедитесь, что автомобиль остыл. Если вы только что приехали на нем с работы или с магазина, вы рискуете сильно обжечься горячими колодками или суппортами. Перед тем, как приступить к замене, убедитесь, что эти части хорош остыли.



Шаг 3. Ослабьте гайки. Используя гаечный ключ, ослабьте каждую из гаек, которые фиксируют колеса. Открутите их примерно на 70%. Не ослабляйте все колеса одновременно. Как правило, при замене тормозных колодок меняются 2 передние или две задние колодки. Это зависит от вашего автомобиля и того, насколько равномерно изношена рабочая поверхность. Поэтому либо начинайте спереди, либо сзади.



Шаг 4. Осторожно поднимите автомобиль с помощью домкрата, пока он не поднимется достаточно для работы. Ознакомьтесь с руководством пользователя, чтобы определить правильное положение домкрата под автомобилем. Поместите несколько противооткатных клиньев позади других колес, чтобы предотвратить движение автомобиля при замене.



Шаг 5. Можно приступать к снятию колес. Закончите откручивание фиксирующих гаек только тогда, когда ваш автомобиль будет в поднятом состоянии. Потяните колесо немного к себе для снятия.



Шаг 6. Подберите нужный размер гаечного ключа для снятия болтов крепления тормозного суппорта. Основная задача тормозного суппорта заключается в принудительном создании сцепления между фрикционной поверхностью колодок и диском. Как правило, суппорта крепятся к ступице автомобиля с помощью 2 или 4 болтов. При необходимости воспользуйтесь WD-40, если у вас возникнуть проблемы с откручиванием фиксирующих гаек.



Воспользуйтесь возможностью, чтобы проверить работоспособность тормозных суппортов. Для этого немного подвигайте их со стороны в сторону в состоянии покоя. Но здесь нужно быть осторожным, даже несмотря на то, сто крепления откручены не до конца.

Шаг 7. Аккуратно подвесьте тормозной суппорт на нишу колеса, как это показано на картинке. Используйте небольшой кусок проволоки, чтобы подвесить суппорт. Так вы сможете защитить гибкий тормозной шланг от передавливания.



Замена элементов

Шаг 1. Пришло время для снятия старых тормозных колодок, но перед этим нужно запомнить положение, в котором каждая из них была закреплена. Как правило, зафиксировать колодки можно с помощью специальной металлической защелки. После снятия колодок нужно провести визуальный осмотр тормозного диска. Обращайте внимание на различные трещины или сколы. Многие производители рекомендуют проводить замену тормозных дисков вместе с накладками.



Шаг 2. Установите новые колодки. На этом этапе вы можете нанести смазывающую жидкость на металлические края тормозных колодок. Это позволит избежать появления скрипов при торможении. Избегайте попадания смазки на рабочую поверхность колодок, поскольку это может снизить эффективность тормозной системы автомобиля. Установите новые элементы в обратном порядке.



Шаг 3. Проверьте уровень тормозной жидкости на вашем автомобиле и при необходимости добавьте немного. Закрутите крышку бачка тормозной жидкости, когда закончите.



Шаг 4. Установите тормозной суппорт на свое место. Аккуратно поставьте суппорт назад на тормозной диск, стараясь ничего не задеть и не повредить. После этого закрутите и надежно затяните фиксирующие болты, удерживающие суппорт руками.



Теперь нужно установить на место тормозной суппорт

Шаг 5. Установите колесо обратно. Поставьте колесо и затяните крепежные гайки. Только после этого можно опускать машину на землю.



Шаг 6. Затяните колесные гайки до упора. Когда автомобиль окажется на земле, начинайте затягивать противоположные гайки. Это позволит повысить надежность крепления колеса. Почитайте руководство к эксплуатации автомобиля. Там должна быть информация об усилии, которое нужно прикладывать при закручивании гайки (момент затяжки). Для его измерения вам потребуется динамометрический ключ.



Затяните колесные гайки до упора

Шаг 7. Запустите автомобиль. Убедившись, что автомобиль стоит на ручном тормозе, прокачайте тормоза, нажав на них 15-20 раз. Это поможет вам удостовериться, что колодки были установлены правильно.



Шаг 8. Проверьте новые тормозные колодки. Двигаясь на скорости не более чем 10 км/час, плавно нажмите на педаль тормоза. Если автомобиль останавливается нормально, повторите тест на скорости 20 км/час. Повторите еще несколько раз, постепенно увеличивая скорость до 60 км/час. После этого проверьте работу тормозных колодок, двигаясь на задней передаче. Это ускорит процесс прилегания новых колодок к тормозному диску.



На заметку! Обращайте внимание на звуки при движении. После установки новые тормозные колодки могут немного скрипеть, это нормально. Но если при торможении вы услышали металлический скрежет, то, скорее всего вы неправильно установили колодки. Как можно скорее переставьте их.

Прокачка тормозов

Шаг 1. Открутите колпачок с бачка цилиндра тормоза. Под влиянием окружающей среды тормозная жидкость в процессе эксплуатации загрязняется (туда попадает грязь, пыль, влага). Это все негативно влияет на свойства жидкости, из-за чего снижается ее температура кипения. Обязательно слейте жидкость, если вы собираетесь менять тормозные колодки или суппорта. Но, как бы это иронично не звучало, в процессе замены вам может понадобится эта жидкость, поэтому сливать нужно из самих тормозных суппортов, а в бачке нужно оставить немного.



Шаг 2. Сливайте тормозную жидкость последовательно. Начинать нужно с той стороны, которая расположена дальше всего от бачка. Обязательно нужно свериться с инструкцией по эксплуатации автомобиля, так как все модели авто разные в этом плане. Если у вас есть какие-либо вопросы или вы не нашли инструкцию, тогда проконсультируйтесь у продавца магазина автозапчастей.



Шаг 3. Прикрепите пластиковый шланг к ниппелю, который играет роль сливного отверстия для тормозной жидкости. Поместите другой конец шланга в маленькую бутылку или кастрюлю, чтобы слить жидкость. Чтобы воздух не возвращался обратно в систему, вам нужно повесить или удерживать бутылку над уровнем суппортов.



Шаг 4. Попросите помощника нажать на педаль тормоза. Когда двигатель выключен, попросите своего друга постоянно накачивать тормоза, пока он не почувствует сопротивление. После этого он должен вас оповестить, чтобы вы знали о появлении сопротивления. После этого нужно слегка открутить штуцер.



В этот момент жидкость должна сливаться в бутылку или кастрюлю. Закрутите винт сливного отверстия обратно, когда нога вашего друга коснется пола. Повторяйте этот процесс, пока не увидите пузырьки воздуха в трубке.

Шаг 5. Дважды проверьте систему на наличие пузырьков воздуха. Если сжатие педали тормоза сопровождается бурлением жидкости в главном цилиндре, то в системе все еще есть пузырьки воздуха. Начните сливать ее снова, прежде чем садиться за руль.



Поверните рулевое колесо автомобиля, чтобы переднее колесо было вывернуто наружу. Это значительно облегчит процедуру замены тормозных колодок благодаря увеличенному доступу для работы.


Если вы меняете колодки на задних колесах, аккуратно работайте рядом с системой стояночного тормоза. Будьте предельно осторожным при снятии и регулировке. Осмотрите тормозные диски на предмет износа и ржавчины. Эти два симптома могут привести к появлению скрипов колодок при торможении.

Важные моменты

При замене нужно учитывать некоторые нюансы. Это позволит избежать распространенных ошибок, с которыми часто сталкиваются новички.

  1. Всегда используйте подставки при поднятии машины домкратом и подставляйте под колеса противооткатные клинья или обычные кирпичи. Это позволит предотвратить движение машины при замене колодок. Полностью полагаться на работу домкрата в данном случае не стоит.
  2. Избегайте контакта смазки с поверхностью тормозной колодки. Если это все-таки случилось, то система перестанет создавать необходимое трение и станет практически бесполезной.
  3. Не удаляйте тормозной шланг с суппорта. Это может привести к тому, что воздух войдет в систему, и она перестанет нормально функционировать.

Надеемся, наша статья была полезной для вас, и вы сумели самостоятельно сменить тормозные колодки. Ни гвоздя, ни жезла, дорогие автомобилисты!

Видео - Замена тормозных колодок на ВАЗ 2108, 2109

Сменить тормозные колодки самому намного дешевле, чем везти машину в автосервис.

Следуя нижеприведенным советам, вы сможете вернуть машине способность нормально тормозить, и потратитесь только на необходимые материалы.

Снимаем тормозные колодки

Подберите правильные тормозные колодки. Купить их можно в магазине запчастей или дилерском центре. Назовите в магазине марку машины, ее модель и год выпуска, и выберите колодки подходящей ценовой категории. Вообще, чем они дороже, тем дольше прослужат.

  • Очень дорогие колодки из высококачественного металла, скорее всего, предназначены для использования на ралли и с высокопроизводительными тормозными дисками. Не стоит их покупать, потому что обычные тормозные диски быстрее изнашиваются с такими колодками. Кроме того, некоторые люди считают, что дешевые колодки шумнее, чем колодки более дорогих торговых марок.

Убедитесь, что машина остыла. Если вы недавно ездили на ней, то суппорты, колодки и тормозные диски могут обжечь при касании. Не снимайте запчасти, пока они не остынут.

Ослабьте гайки. С помощью гаечного ключа и домкрата ослабьте каждую гайку, удерживающую колесо, примерно на две трети хода.

  • Не снимайте сразу все колеса. Вам потребуется сменить как минимум две передних колодки или две задних, в зависимости от того, насколько равномерно они износились. Поэтому начните либо с передних, либо с задних.

Осторожно поднимите машину домкратом так, чтобы было легко снимать детали. Посмотрите в руководстве пользователя к машине, правильно ли вы установили домкрат. Положите кирпичи перед колесами, чтобы машина не покатилась.

  • Поместите подставку под домкрат или кирпичи под каркас автомобиля. НЕ полагайтесь только на домкрат! Сделайте то же самое с другой стороны, чтобы машина была надежно зафиксирована.

Снимите колеса. Снимайте гайки полностью только когда машина уже приподнята домкратом. Потяните колесо прямо на себя и снимите его.

  • Если колесные диски легкосплавные и держатся на шпильках, то прежде чем менять колесо, нужно очистить проволочной щеткой шпильки, отверстия в гайках, место крепления тормозного диска и заднюю поверхность крепления колеса, а затем нанести на поверхность шпилек специальную смазку.

Снимите болты суппорта с помощью накидного гаечного ключа подходящего размера. Суппорт зажимает тормозной диск, его функция – с помощью гидравлического давления создавать сцепление с дисками, которое замедляет колесо еще до того, как сработают тормозные колодки. Суппорты обычно состоят из одной детали или двух, и прикрепляются двумя-четырьмя болтами к ступице, в том месте, где колесо насаживается на ось. Спрысните эти болты WD-40, чтобы их было легче снять.

  • Проверьте давление суппортов. Суппорт машины в состоянии покоя можно слегка подвигать вперед-назад. Если суппорт не двигается, значит, он под давлением и может слететь, когда вы открутите болты. Даже если суппорт ослаблен, будьте очень осторожны.
  • Проверьте, нет ли прокладок или производственных шайб между крепежными болтами суппорта и крепежной поверхностью. Снимите их, если есть, и не забудьте потом вернуть на место. Суппорты ставятся отдельно от тормозных колодок, поэтому нужно замерить расстояние от крепежной поверхности до колодок, чтобы затем поставить их в нужное место.
  • Во многих японских автомобилях стоят двухдетальные задвижные суппорты, в которых требуется снять только два передних болта с головками размером 12-14 мм. Весь суппорт снимать не надо.

Повесьте суппорт на проволоке на нишу колеса. Суппорт соединен с тормозной трубкой, поэтому подвесьте его на кусочек проволоки или другого ненужного материала, чтобы он не давил на гибкий тормозной шланг.

Смена колодок

Снимите старые колодки. Обратите внимание на то, как была прикреплена каждая колодка. Обычно они защелкиваются с помощью металлических зажимов. Снимите обе колодки. Возможно, придется приложить усилие, чтобы они выскочили, так что не заденьте суппорты и тормозную трубку.

  • Проверьте тормозные диски на наличие деформации, тепловых повреждений или трещин на поверхности. Замените диски при необходимости. Тормозные диски рекомендуется заменять во время замены тормозных накладок.

Поставьте новые колодки. Сейчас можно смазать края металлических деталей и заднюю поверхность колодок, чтобы они не скрипели. Только не наносите смазку на внутренние поверхности колодок, они перестанут выполнять свои функции. Прикрепите новые колодки точно так же, как стояли старые.

Проверьте уровень тормозной жидкости. Добавьте жидкости, если нужно. Затем поставьте бачок с тормозной жидкостью обратно.

Поставьте суппорт на место. Медленно и аккуратно, ничего не задевая, наденьте суппорт на тормозной диск, и закрепите его болтами к ступице.

Поставьте обратно колеса. Установите колеса на место и вручную затяните каждую гайку, прежде чем опускать машину на землю.

Затяните гайки. Когда машина будет на земле, затяните каждую гайку по принципу "звезды", пока они все не будут затянуты согласно характеристикам.

  • Посмотрите характеристики в руководстве по эксплуатации к вашей машине. Это необходимо для того, чтобы убедиться, что все гайки достаточно затянуты, и колесо не слетит. Также, благодаря руководству, вы сможете убедиться, чтобы гайки не были перетянуты.

Заведите машину. Убедившись, что машина в нейтральном или парковочном положении, нажмите на тормоза 15-20 раз, чтобы колодки встали на место.

Протестируйте новые колодки. Проедьте по пустой жилой улице со скоростью не более 8 км/ч, и затем затормозите, как вы обычно это делаете. Если машина тормозит хорошо, то увеличьте скорость до 15 км/ч. Проверьте тормоза еще несколько раз, постепенно увеличивая скорость до 50 км/ч. Также попробуйте затормозить, проехав задним ходом. Все это поможет колодкам "сесть" на нужное место, а вам – убедиться, что вы правильно установили колодки, и уверенно вести машину по оживленной улице.

  • Прислушивайтесь к звукам во время езды на случай возникновения проблем. Новые колодки могут поскрипывать, но если вы слышите скрежет металла о металл, возможно, вы поставили колодки наоборот (то есть внутренней поверхностью наружу). В таком случае нужно срочно их переставить.

Прокачка тормозной системы

Снимите крышку с бачка главного тормозного цилиндра. Тормозная жидкость загрязняется при воздействии с окружающей средой, в нее попадает пыль, а еще она впитывает влагу из воздуха, что влияет на ее точку кипения – это может быть опасно. Жидкость нужно слить из системы перед заменой колодок и суппортов, однако (как ни парадоксально), в процессе эта жидкость еще понадобится. Проверьте уровень жидкости, долейте, если необходимо.

Другой конец шланга опустите в бутылку. Чтобы в систему не попал воздух, бутылку надо подвесить или держать выше суппортов.

Хорошенько перепроверьте, нет ли пузырьков. Если при нажатии педали тормоза слышно бульканье, значит, воздух в системе остался. Тогда нужно продолжить сливать жидкость.

  • Если вы работаете с задними тормозами, обратите внимание на стояночный тормоз. Снимайте и регулируйте его с осторожностью.
  • Пробуйте, вывернув руль, повернуть переднее колесо наружу, прежде чем начинать что-то менять. Так будет гораздо удобнее работать с суппортом переднего колеса – будет легче до него достать. Тем не менее, будьте осторожны при работе с суппортом.
  • Проверьте, не заржавели и не износились ли тормозные диски – это может быть причиной скрипения колодок. Главное, чтобы они не сточились до минимальной толщины.

Предупреждения

  • Всегда пользуйтесь подставкой для домкрата и кладите кирпичи перед колесами, чтобы машина не покатилась. Не полагайтесь на один только домкрат.
  • Не допускайте попадания смазки на поверхность колодок, иначе они перестанут выполнять свои функции.
  • Не откручивайте тормозную трубку от суппорта, иначе в нее проникнет воздух и все испортит.

Тормозная система является важнейшей составляющей в обеспечении безопасности автомобиля. Современные легковые автомобили иностранного производства в большинстве своём имеют передние и задние тормозные системы дискового типа, и важную составляющую в них играют тормозные колодки. Имея более эффективные показатели при торможении по сравнению с тормозами барабанного типа, тормозные колодки этого типа подвержены большему износу. Степень износа тормозных колодок влияет не только на величину тормозного пути, но и такой важный показатель как отклонение от прямолинейного движения, или занос при экстренной остановке. Поэтому своевременная замена передних тормозных колодок обеспечивает безопасность торможения.

Определить сроки замены колодок сложно, все зависит от многих показателей: условий в которых эксплуатируется автомобиль, применяемых при изготовлении материалов и самое главное от стиля вождения. У большинства производителей пробег, при котором производится замена передних тормозных колодок, составляет от 30 до 40 тысяч километров. Но если при спокойной езде колодок может хватить и на 80 тысяч километров пробега, то езда в «зажигающем стиле» может сократить срок их жизни до 10 тысяч.

Сравнение толщины изношенных колодок и новых

Многие производители решили этот вопрос при помощи технических устройств подсказывающих, когда менять тормозные колодки. Принцип их достаточно прост, при предельном износе металлическая пластина касается тормозного диска и при торможении появляется неприятный писк. Ещё одним признаком является увод машины в сторону при торможении и биение рулевого колеса. Проверять состояние тормозов следует при каждом ТО и если толщина хоть одной фрикционной накладки стала менее 1,2 мм, то подошло время поменять тормозные колодки.

Замена передних тормозных колодок

Данная операция не потребует каких-то особых инструментов и приспособлений, и её вполне можно провести собственными силами. Перед началом работ автомобиль устанавливается на ровную площадку и фиксируется при помощи ручного тормоза и противооткатных устройств. Ослабляем колёсные гайки (болты), при помощи домкрата вывешиваем одну сторону автомобиля и снимаем колесо. Для безопасности установите под автомобиль упоры «козелки» или на крайний случай подложите снятое колесо. При помощи монтажной лопатки или просто большой отвёртки отжимают колодки в исходное положение. При этом тормозная жидкость пойдёт обратно в бачок и может перелиться, поэтому перед тем как заменить тормозные колодки часть жидкости лучше откачать при помощи медицинского шприца.

Перед подъемом автомобиля с помощью домкрата не забудьте затянуть ручник и подложить упоры под другие колеса.

Далее откручивают болт крепящий суппорт тормозного механизма к направляющим втулкам. Суппорт крепится при помощи двух болтов, и обычно отворачивают нижний. Поднимите суппорт вверх и снимите тормозные колодки с направляющих. В ряде случаев невозможно отжать колодки на величину достаточную для свободного подъёма суппорта, этому может мешать образующийся в результате эксплуатации буртик на краю тормозного диска. Также этот буртик будет мешаться и при замене передних тормозных колодок, поэтому его лучше убрать. Для этого нужно приставить к буртику крупный напильник под углом и раскручивать диск при помощи шпилек или ввернуть болты. Эту операцию следует провести на внутренней и внешней стороне диска.

Перед тем как заменить тормозные колодки осматриваем их на износ. Если они изношены не равномерно, то это говорит о том, что передвижение суппорта по направляющим втулкам затруднено. Для устранения этого дефекта полностью снимаем суппорт и смазываем направляющие втулки при помощи консистентной смазки. При выполнении работ следует проверить плавность хода тормозных поршней и состояние пыльников суппорта. Порванные пыльники следует заменить и добиться плавного хода тормозных поршней. Для разработки поршней суппорта потребуются раздвижные пассатижи и проставка, ограничивающая ход поршня. Данную операцию лучше проводить вдвоём. Ход поршня не должен превышать двойной толщины фрикционной накладки.

Поддомкрачиваем автомобиль, ставим на упор, снимаем колесо Откручиваем болт, крепящий тормозной суппорт Откидываем тормозной суппорт и вынимаем колодки Утапливаем поршень, не забываем про тормозную жидкость, которая может политься из бачка Устанавливаем новые тормозные колодки и собираем все в обратной последовательности

Замена тормозных колодок своими руками достаточно проста, закладываем небольшое количество консистентной смазки в направляющие и устанавливаем тормозные колодки. Количество смазки следует ограничить, так как заложенная в большом количестве, она может попасть на трущиеся поверхности и снизить эффективность торможения. Не следует забывать об установке демпферных пластин между металлической основой колодки и поршнем суппорта. Отсутствие этой незначительной детали может привести к образованию неприятного металлического дребезжания. Опускаем суппорт и прикручиваем его на место. Нажимаем на педаль тормоза несколько раз, для установки тормозных колодок в рабочее положение. Устанавливаем колесо, снимаем автомобиль с домкрата и проводим подобную операцию на другой стороне автомобиля.

Узлы и детали автомобиля, подвергающиеся постоянному износу и работе в экстремальных условиях, требуют периодической замены. Не секрет, что надежные тормоза - это обязательный атрибут любого транспортного средства. Давайте поговорим с вами о том, как поменять передние тормозные колодки и сделать это правильно. Тут нет ничего сложного, поэтому с работой справится даже новичок. Но обо всем по порядку.

С какой периодичностью менять колодки?

Согласитесь, нет особого смысла менять новые тормозные колодки по нескольким причинам. Во-первых, эффективность проводимых работ сводится к нулю, а во-вторых, это деньги на ветер. На износ данной детали влияет несколько факторов. Основной - производитель. Действительно, скорость износа во многом зависит от качества тормозных колодок. А оно, в свою очередь, зависит от изготовителя. Хотя это вовсе не значит, что отечественный производитель делает плохие колодки. Просто изнашиваются они значительно быстрее, но и стоят дешевле. Еще один фактор - стиль езды. Если водитель предпочитает спокойный стиль, то передние тормозные колодки будут изнашиваться очень медленно. В то же время агрессивное вождение приводит к их стремительному износу и скорой замене.

Когда пора менять колодки

Если моторное масло подлежит полной замене каждый сезон или через 8-10 тысяч километров пробега, то ситуация с тормозами несколько иная. Обычно необходимость замены наступает раньше, чем это указано в техническом паспорте. Но даже если вы ездите спокойно и редко, то колодки нужно менять в срок. К примеру, если это советуют делать один раз на 5-7 тыс. км, то так и нужно поступать. Кроме того, если толщина фрикционных накладок уменьшается более чем до 1,5 мм, то такие передние тормозные колодки подлежат немедленной замене. Если вы заметили, что поверхность накладок замаслена, то их нужно менять. Обусловлено это тем, что сцепление колодки с суппортом значительно ухудшается, следовательно, эффективность торможения становится ниже. Если же вы начали слышать во время остановки скрип, то это явный сигнал к тому, что пора заменить колодки.

Подготовка к замене

Прежде чем приступить к выполнению работ, необходимо обзавестись нужным инструментом. Требуемое оборудование найдется у каждого. Прежде всего, понадобится домкрат. Помимо этого, необходимо обзавестись подъемными опорами. Нередко в качестве простейшего аналога используется снятое переднее колесо, подложенное под переднюю часть ТС в районе картера. Еще нужен баллонный ключ и набор таких инструментов, как отвертки, накидные ключи и т. п. Так как передние тормозные колодки меняются достаточно просто, то это у вас не займет много времени. Тем не менее, если туда никто давно не заглядывал, могут возникнуть некоторые проблемы. После того как вы обзавелись нужным инструментом и полностью подготовились, можно приступать.

Замена передних тормозных колодок: часть 1

Автомобиль оставляем на ручнике, под задние колеса желательно подбить пару брусков. Дальше необходимо ослабить болты крепления передних колес и только потом поддомкрачивать машину. Делается это именно так потому, что сорвать болт на приподнятом колесе значительно сложнее. После того как одна сторона была приподнята, устанавливаем опоры под автомобиль. При этом для лучшего доступа к тормозной системе выворачивается руль. На данном этапе необходимо оценивать степень износа не только колодок, но и других элементов тормозной системы. К примеру, трещины и старение резины на ее шлангах недопустимо. Они должны быть как можно быстрее заменены. Правда, если вы их снимете, то придется прокачивать тормоза. Нелишним будет проверить и состояние суппорта и дисков. Если все в порядке, то выполняется замена передних тормозных колодок. Давайте посмотрим, как это сделать.

Меняем колодки: часть 2

На первом этапе очистите тормозной механизм от грязи. Сделать это можно любым доступным вам способом, лучше всего щеткой по металлу. Посмотрите на уровень тормозной жидкости в расширительном бачке. Если она находится на отметке максимум, то необходимо немного откачать. Обусловлено это тем, что во время установки новых колодок она может политься через край. Кроме того, возможно неполное растормаживание колес. Дальше необходимо вдавить поршень в цилиндр. Обычно поршень идет туго, но не пугайтесь, так и должно быть. Для того чтобы было проще выполнить работу, используйте отвертку. Вставьте ее между суппортом и колодкой и, опершись на последнюю, оттягивайте суппорт до упора. С помощью зубила или отвертки отгибается угол стопорной шайбы, а накидным ключом на 13 отворачивается нижний болт корпуса скобы. Последний приподнимается, и колодки вынимаются. В принципе, у нас практически получилось заменить передние тормозные колодки.

Кое-что еще

После того как вы сняли старые и вставили новые колодки, установите все в обратном порядке. На отечественный автомобиль колодки тормозные передние (ВАЗ-2107, например) устанавливаются очень просто. Но периодически рекомендуется чистить тормозной механизм от грязи. Обычно это делают во время каждой замены. Кроме того, каждый раз проверяйте состояние пыльника направляющего пальца. Если он износился, то его нужно заменить. Помните о том, что после того, как вы заменили на автомобиле передние тормозные колодки («Форд», ВАЗ или др.), эффективность торможения резко снижается. Потом колодки немного притрутся, и все встанет на свои места. Но первое время не гоняйте и старайтесь не тормозить слишком резко.

Из всех узлов и агрегатов автомобиля тормозной системе всегда нужно уделять наибольшее внимание. Ведь от ее исправности зависит здоровье, а зачастую и жизнь, автовладельца и его пассажиров.

Не секрет, что самой изнашиваемой деталью в этой системе являются тормозные колодки (планки), поэтому они чаще всего подлежат замене. Любой автомобилист, чтобы не обращаться каждый раз в автосервис, со временем задается вопросом, как заменить тормозные колодки своими силами. Процедура эта не так сложна.

Для того, чтобы заменить тормозные колодки своими руками, прежде нужно разобраться в следующих вещах:

  • устройстве тормозов,
  • когда нужно менять колодки,
  • какого типа бывают тормоза,
  • какие необходимы для работы инструменты.

В недалеком прошлом практически на всех марках машин (за исключением спортивных моделей) стояли передние дисковые тормозные механизмы, а задние – барабанные. Они разнятся в своем устройстве. Исходя из этого, процесс их замены происходит по-разному.

В современных автомобилях производители больше уделяют внимание безопасности. Это сказалось на комплектации выпускаемых моделей в основном дисковыми тормозами, как передними, так и задними. Также могут присутствовать нюансы, зависящие от модели авто, но в целом в вопросе как заменить тормозные колодки есть много общих деталей, которые будут отображены ниже.

Необходимые приспособления и инструмент

Чтобы заменить самому как передние, так и задние колодки на машине, потребуются практически аналогичные инструменты с некоторой разницей. В основном для процесса замены необходимы:

  • Автомобильный домкрат.
  • Противооткатные башмаки (упоры).
  • Опорные подставки (козлы).
  • Большой шприц.
  • Баллонный ключ.
  • Ключи, монтировка, плоскогубцы, отвертки, молоток и прочее - в общем, все необходимые инструменты исходя из особенностей конкретной модели авто и типа тормозной системы.
  • Новые колодки для замены.

Передние тормоза

Устройство

Дисковый механизм тормозов считается более надежным и эффективным из-за лучшего охлаждения диска и большего КПД при торможении. Он состоит из следующих деталей:

  1. Блин тормозного диска.
  2. Направляющие скобы колодок.
  3. Кожух суппорта.
  4. Тормозные планки.
  5. Цилиндр суппорта.
  6. Внутренний поршень.
  7. Провод с клеммой датчика, сигнализирующего об износе колодок.
  8. Кольцо уплотнения поршня.
  9. Защищающий чехол.
  10. Направляющий болт.
  11. Кожух, защищающий диск от грязи.

Читайте также: Почему тормозные колодки скрипят и свистят при торможении?

Процесс замены

Ответ на вопрос, как заменить передние тормозные колодки и сделать это правильно, рассмотрим ниже. Изначально, подготавливаем машину для проведения этих работ своими руками. На ровной поверхности ставим ее на передачу, выжимаем стояночный тормоз и фиксируем задние колеса башмаками с обеих сторон. Затем ослабляем затяжку болтов, крепящих колесо к диску. Поднимаем домкратом одну сторону до отрыва протектора шины от земли и устанавливаем под эту сторону опорную подставку. Все готово к замене, которая проходит по такой схеме:

  • До конца откручиваем болты крепления колеса и снимаем его с диска.
  • Получив доступ к суппорту, первым делом выворачиваем рулем колесо в удобную сторону, для лучшего доступа.
  • Вынимаем тормозной шланг из крепящей ниши, чтобы его не повредить.
  • С помощью отвертки или зубила отгибаем края стопорных шайб, фиксирующих направляющие болты от выкручивания. Также необходимо вставить отвертку между диском и тормозной планкой со стороны поршня суппорта. Надавите на планку, чтобы ослабить давление поршня и немного отвести колодки от диска. Это позволит поднять кожух и вытянуть колодки без усилия.
  • Ослабляем один из болтов и полностью выкручиваем другой. Отодвигаем кожух суппорта с фиксирующими скобами и достаем старые колодки.
  • Перед монтажом новых колодок нужно выжать поршень суппорта монтировкой, длинной отверткой или подходящим приспособлением внутрь до упора. Проверить уровень в бачке тормозной жидкости. Она будет подниматься по мере воздействия на поршень. Если в процессе езды вы ее доливали, то необходимо будет лишнюю жидкость убрать с помощью резиновой груши или большого шприца.
  • Нелишним перед заменой будет провести визуальный осмотр толщины диска и проверить тормозные шланги на предмет трещин.
  • Ставим новые колодки на место.
  • Сборку осуществляем в обратном порядке, предварительно смазав направляющие и все выкрученные болты.

Читайте также: Замена тормозных шлангов на автомобиле УАЗ

Те же действия повторяем с противоположной стороной автомобиля.

Посмотрите видео о том, как самостоятельно заменить тормозные колодки на разных автомобилях.

Задние тормоза

Устройство

Если автовладелец справился с заменой планок на передних колесах, то вопрос, как заменить задние тормозные колодки, будет для него стоять не так остро. А если на машине обе пары тормозов дисковые, то такая замена вообще не составит труда. Если же на задних колесах тормоза барабанного типа, то произвести замену будет немного сложнее. Но следуя нижеописанным советам, сделать это правильно не столь трудно. Барабанные тормоза несут меньшую нагрузку при остановке, в отличие от передних дисковых. Естественно, устройство их разнится. Механизм тормоза задних колес состоит из таких составляющих:

  1. Гайка, фиксирующая ступицу.
  2. Ступица, на которую крепится колесо.
  3. Пружина, стягивающая нижнюю часть колодок.
  4. Одна из тормозных колодок.
  5. Пружина направляющая.
  6. Цилиндр колесный тормозной.
  7. Пружина, стягивающая верхнюю часть колодок.
  8. Разжимная (распорная) планка.
  9. Палец, фиксирующий рычаг ручника.
  10. Рычаг, ручного тормоза.
  11. Кожух, защищающий механизм от грязи.

В отличие от дискового, барабанный тормозной механизм работает немного по-другому. При нажатии педали тормозная жидкость поступает по трубкам и шлангам и воздействует на оба поршня в рабочем цилиндре. Поршни прижимают планки к боковым сторонам барабана, тем самым замедляя скорость движения.

Процесс замены

При подготовке к этим работам также нужно выбрать ровную поверхность. Фиксируем передние колеса упорами. Не выжимая ручной тормоз, включаем первую передачу. Затем ослабляем болты, крепящие колесо к ступице. Домкратом поднимаем одну сторону. Выставляем под нее опорную подставку. После чего выкручиваем болты и снимаем колесо. Теперь можно приступать к разборке механизма:

  • Первым делом переходим к снятию тормозного барабана, зафиксированного на ступице двумя направляющими шпильками. Выкручиваем шпильки. Если барабан легко не снимается, вкручиваем поочередно в другие имеющиеся отверстия два подходящих по диаметру болта (или те же самые шпильки). Используем их как съемник.